ISSN 1818-7447

об авторе

Наталия Черных родилась в 1969 г. в Челябинске. Живет в Москве. Работала библиотекарем, уборщицей и др. Публиковала стихи и малую прозу в альманахах «Вавилон» и «Окрестности», в антологии «Девять измерений» (М., 2004) и др. Сборники стихов: «Приют» (1996), «Виды на жительство» (1997) «Третий голос» (1999), «Родительская суббота» (2000), «Тихий праздник» (2002).

Новая литературная карта России

Авторский сайт «Середина мира»

Само предлежащее

Мара Маланова ; Михаил Генделев ; Гила Лоран ; Наталия Черных ; Вадим Калинин ; Александр Демьянов ; Алексей Цветков-младший ; Дмитрий Строцев

Наталия Черных

Нашествие психеи

ЦВЕТЫ ПЕРСЕФОНЫ

 

ты мой любимый

уходящий запах

 

а сердце всё баюкает

забыло что баюкает

 

теперь в нём звук иной

 

*

 

усопшие

порой к вам прихожу

 

живые дальше

 

*

 

любовь Господня к успопшим — воздух

 

*

 

последнее из писем — звук

 

*

 

река усопших:

осенняя Каяла в венках с мерцающими лучинками

 

*

 

как умалиться в мире

чтоб стать меньше всех его хлопот

смирение

оно лишь дышит

 

*

 

вот хоровод витий

у источенного солью слёз фонтана

 

в моих фонтанах мрамор

источен солью слёз

 

так говорил один моряк весёлый

написав эпитафию аиду

моряк умер от гангрены

 

вот хоровод витий

у старого замшелого фонтана

 

все в детских курточках

тесных в груди и плечиках

 

скачут на одной ножке

вокруг фонтана

 

левой рукой держась за правое ухо

правой рукой за левое ухо

 

не в силах остановиться

 

*

 

вот стихотворец

он пел о свободе в терновом венце

 

то был дух американской молитвы

угасший от таблеток и виски

 

теперь он похож на каррарский мрамор среди буйствующего пламени

величественный торс

 

искусству которого Пракситель позавидовал бы

с пустыми глазницами

 

в них входят жирные черви

из них выходят жирные черви

 

видений

 

*

 

разбитое лицо

как первый лёд

 

человека со скошенным подбородком

в тонком и артистичном холоде октября

 

вместе с ним была музыка

он один стал хрупкой идеей

 

*

 

муза встаёт из летейской волны

держа письменные принадлежности поэта

 

на устах её печать

как на древнем кувшине с золотом

 

печать обросшая водорослями воспоминаний

летейская печать

 

муза не сетует

муза не ропщет

 

на инкассацию слов

 

*

 

душа

ты как я

персефона

 

молчальница

чуждая звуков

 

пиши же поэмы

в золотую корзину молчанья

 

не унижайся думать

как закричат они в чуждых руках

 

храни в своём сердце

голубя радуги

 

*

 

не считай неразумный

что видишь нечто от духа

 

ты видишь лишь плоть

отражённую в зеркале князя воздушного

 

и царя преисподней

 

*

 

к соразмерности

наводящей ужас

 

нужны света одежды

но сначала были они

 

соразмерность

потом

 

сначала агнец

и лишь потом тигр

 

*

 

из-под сырой земли небесная земля

в предутреннем тумане

 

чуть пьянящем

то милость Единственного

 

Бога

 

*

 

я старый мех

и льют в меня молодое вино

 

*

 

живущим

нужно сожаленье

 

Господь

отыщет тех

кто за него заплатит

 

своей душой

 

*

 

подземным жителям

смотреть не запрещается

 

на глупости живущих

 

*

 

что женщина вам

мальчики

 

ваша мать

рожала вас со сладострастьем

 

с тех пор

вы мальчики

 

и вам мужчинами не быть

 

*

 

не бойся девочка

удара по зубам

от милого попутчика

 

смотри

летит его невеста

сзади вас

 

и смотрит на тебя

с сочувствием невольным

 

*

 

лишь здесь

вполне ясна

 

печать цивилизации

 

лишь здесь

вполне оценится

 

ярмо плотской соузы

 

*

 

труднее чем вообразить

на всей планете всех людей весёлых

в столицах

городах и сёлах

 

в своей судьбе изобразить

как рай

как вера Божия

как этнос

как будущего века неизвестность

 

*

 

сегодня в вечности

то радость или грусть

вчерашний день

ломоть от хлеба

целиком судьба

усвоенная фибрами истории

 

сегодня в вечности

словарь землицы пуст

а облако грядёт

и солнце

купировано с запада

 

*

 

суха частичка хлеба на ладони

хочу вкусить

волнением и потом

увлажнится

укроется водой святой

 

*

 

хотящие чистилища поэты!

вам говорит владычица над летой:

есть ад и рай

есть милость пчёл моих

и жало древних эриний

 

но нет чистилища

есть воздух

и мытарства

 

а их проходят все

 

ведь это лучше

ведь краше упование

надежды.

 

*

 

знакомо ли

как сердце расцветает

знакомо ли

как счастье тает

вот радугою стало

отрада в аде

и радуги молитвы на земле

ПРОГУЛКА ПСИХЕИ

Ужасная бесплотностью, похожая на тень, надевшую обновы,

как бы засыпана раствором извести,

выходит тихо из дверей подъезда, скрыв лицо и стопы ног, смиренная, навстречу,

не слышит осторожного: уйди! Но в ней волнуется

нездешнее дыханье, ужаса зарница.

Она как тётушка простая в платке поверх волос из пережившей зиму травы;

её не сразу разглядишь на уличном боку, однако,

если слышали её походку вы,

открылось вам:

есть слух сердечный в ней, роднее чувства, чутче мысли

и могущественней веденья вещей.

Психея узнаёт меня всегда, и знает меня лучше, чем я сама себя.

 

Она скользнула невесомо и неспешно, ещё скользит, а лик стихий внезапно зазвенел

как старое зеркало, с которого слезают ртуть и серебро, но остаётся дышащая известь,

и вот, я вижу Психею-отшельницу.

 

И перед ней весь мир наш, пронзительно искусный, вкусный,

живой как будто и как будто яркий, в котором время бурное играло,

и далее — весь неизбежный мир, становится старой отполированной пластиной.

 

В нём ясен лишь последний крик, последняя стремительная радость,

лишённая силы и звуков, лишённая каких-либо признаков, единственная радость;

о кто сумеет выразить следы, следы прохожей молчаливой.

 

О нет, Психея не молчит. Её рассказы

длинны…

 

Психея говорит о том, когда и чем бывает весела.

Я будто слушаю её, и будто вижу, как закончилась в земле, затёртой до лысин,

последняя родовая схватка плоти, земли последний стон.

 

Простилась и идёт домой, к своим стенам,

не видно стен на синем солнце апрельском; Психея, кажется, идёт как будто к нам,

и мне боязно

 

          перевести глаза на блочные постройки Гольянова,

как будто только что они распались в прах,

и пыль на голове моей, и нету сил в коленях и руках.

 

Какой-то бесконечно далёкой и сильной жаждой леденея,

уже как будто не моей, сильней меня намного,

смотрю на эту пыль, на эту пыль, огрызки стен и деревьев,

надеясь их собрать,

как будто обоняю аромат — которого ноздрям не услыхать.

 

Где треснувшая зеркалом стена

вдруг погребла ближневосточный ужас,

откроется прекрасная живая новизна.

НАШЕСТВИЕ ПСИХЕИ

Будто волна небывалая, в дрожь приводящая трудные остовы мира,

жидкий сургуч, огнеглазая тень, мерная поступь и стук —

планеты упавшей или наполненной чаши,

 

светлых костей, многолетий народных, разноязыких собраний, риза диравая будто

тиной жемчужной покрытая, колким речным тростником,

запах горящего жгута

 

что тебе надобно здесь, в моей клети, захватчица, гостья, подруга!

Ты же как я, но приходишь — откуда не знаю, с другой

стороны полукруга

 

жизни, где шёпот лоскутьев прошедших ужасен

как откровения вдовых

женщин — я эту изведала долю, и больше её не хочу.

 

Честнее вдовы и прекрасней невесты — как божество и несёт обоженье,

плотью не сущая, плоть примеряет мою, чтобы вновь обновилось изящное жженье,

 

жидким своим сургучом запечатать, спалив два начальные знака,

волосы рвущая, будто в слезах — омывающих смех,

будто матерь сердечна и словно беда безголова,

 

сбросивши вмиг со стола принесённые к празднику блюда,

как нечто пустое;

стой! подожди! амазонка! мир смят под твоею стопою!

 

Мира не надо зыбучего. Там, в глубине, откуда

пришелица страшная родом,

много обителей, весей, с клепалами, дудками, снегом и льном,

наделённых и даром, и речью.

 

Может, не увидать после смерти ни света, ни даже покоя простого,

но не изведать и холода, там, где чёрные звёзды горят

неоправданно строго,

 

здесь уже я осязаю как облако — или охапку соломы —

радость, которой она научила меня на краю поселенья земного.

МУЗА

Она как соперница Ангелам Божьим, та древняя сила,

чей лик раскрывается яблоней дикой в цвету,

горькие травы и космы свои собирает для риз.

 

Пряный лимона цветок в правом оке её, а в левом цветок винограда,

горечи ягодной губ её будет завидовать тонкий восточный флейстист.

 

Чрево её виноградными лозами в буйном цветенье окутано, пища

бродит в нём, пища словесная, злаков неведомых плод,

и её припадающим слышно.

 

Муза говорит:

 

Светлые тени, исчадия вечности, Вечного тени,

сна не изведавшие, голода или жажды — не знавшие

смятенья и боли,

 

как вам понять исступленье моё; мне лоно земли —

как смиренное ложе,

голод мой страшен, ведь души толпятся во чреве моем,

а среди людей меня проклинают.

 

Жажда моя огневидна, изнурена лихорадкой

сущность моя — латы земныё дрожат от неё; тяжести

не было большей.

 

Что вам во мне, осуждённой, невольнице бледной,

пророчице всякой на свете беды,

дочери гор и долин, порожденью вина и победы,

 

воздуха бывшей невесте — что вам, о светлые тени,

 

в песнях моих?

 

— Пой, — говорят они, — пой о родимой земле,

пой о тех, кого ты покинула дома, чьи носишь слова

на крыльях своих,

 

ставшая выше стихий, дикая яблоня

возле ограды церковной.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПИЩИ

Фаине Гримберг

она размешивала перец

свежий

зелёный и красный

с томатом

ароматным

и маслом

нежным

чтобы покрыть ими страницы «Войны и мира»

скакал олень из каждой отбивной

на кухне пахло позднею весной

в углу стоял арбуз

растений туз

 

пахло винными морщинами

и ночами длинными

а также свежими стихами

войной и миром

с потрохами