ISSN 1818-7447

об авторе

Михаил Генделев родился в 1950 г. в Ленинграде. Закончил Ленинградский медицинский институт (ЛГСМИ). Работал спортивным врачом. С 1967 года писал стихи, которые не публиковались в официальной печати. В 1977 году эмигрировал в Израиль. С 1979 году живет в Иерусалиме, где много лет проработал также спортивным врачом. Участвовал в войне на Юге Ливана как военный врач. В 1990-е годы много публиковался как журналист, в конце 90-х участвовал в нескольких политических PR-кампаниях как политтехнолог. Был первым президентом Иерусалимского литературного клуба (1992). Лауреат израильских литературных премий — Премии Этингера и Премии Цабана. Стихи печатались в израильских русскоязычных журналах «Сион» и «22», парижских — «Эхо» и «Континент». Михаил Генделев переводил стихотворения средневековых еврейских поэтов Шломо ибн-Габироля, Аль-Харизи, Ибн-Эзры и др. (переводы печатались в израильских журналах «Узы» и «Земля и народ») и современных ивритских поэтов — Хаима Гури и др. Поэтические книги: «Стихотворения Михаила Генделева. 1984», «Праздник» (1993), «Избранное» (1996), «Царь» (1997), «В садах Аллаха» (1997), «Неполное собрание сочинений» (2003), «Легкая музыка» (2004), «Из русской поэзии» (2006). Роман «Великое московское путешествие» (первый том — М., 1993, еще два тома не изданы). В «TextOnly» опубликованы стихи из готовившейся тогда к изданию «Легкой музыки» (№12).

Страница на сайте журнала «Солнечное сплетение»

Само предлежащее

Мара Маланова ; Михаил Генделев ; Гила Лоран ; Наталия Черных ; Вадим Калинин ; Александр Демьянов ; Алексей Цветков-младший ; Дмитрий Строцев

Михаил Генделев

Из цикла «Вторая кампания»

БАЛЛАДА О СТРАШНОМ СУДЬЕ

С Натальей

с супругою

с юной

играю в серсо на Москве

а тихие песни маджнуна

играют в моей голове

 

что треснет у неба рубаха

на пузе

и

в дезабилье

товарищи по Аллаху

подъедут с Самим во главе

 

и я из воронки сияния

невообразимой из той

услышу

срок возраст и званье

и честно отвечу

святой

 

мол вон император Бокасса

скажу я

в недавние дни

вот он человечее мясо

а я

только слюни одни

 

а

будь крокодил бы я

что ли

съедений б не производил

ведь лично

Свободою Воли

меня Командир наградил

 

не есть гоминадова мяса

возможно на первых порах

но кто здесь до мертвого часа

чего он

поймет

Каллиграф

 

за Буквы же в Сад Раскаленный

нас в Ад Ледяной не должны

ведь Буквы ж предопределенны

верней

пред-о-пред

елены!

 

тут тенором проникновенным

от коего вправе рыдать

Заведующий Вселенной

мудилу

сказал

оправдать

 

и я

не обсохнув от страха

увидел как собственно со

бою

закрылась прореха

и снова абрау дюрсо

 

и сразу небесная манна

пурга и на станции мга

одна польско-русская панна

научится

писать

в снега

 

и сразу петарды взрывают

в надире летают коты

и

девы нам при

открывают

опушки своей простоты

 

а также

кометы-салюты

два солнца и обе луны

и

пункты обмена валюты

в обмен ее вовлечены.

 

Вот с этого-то и Натуся

играя с тобой в мураве

вот

этого-то

и боюся

с маджнуном в моей голове.

 

P.S.

зубами от страха

а

клацнуть уже от того

товарищи что по Аллаху

подъедут уже без Него.

Иерусалим — Москва, август 2006 г.

PEREDELKINO’S MEMORY BLUES

1.

 

Как

бы

так

вы

креститься блядь

до гения простосердечья

чтоб офицьяльно оформлять

с компостом творческие встречи

и в третьем о себе лице

дать огуречности рецепт

той должной хрусткости

в которой

бы мысль

прободала цель

[дер палцем в катцендрекк (Гуссерль)]

по самые по помидоры.

 

2.

 

Как бы так обрасеицца

без никакого самозванства

чтобы и духа холодца

из дупл отчего тиранства

и б на

каникулы зимой

сбегало Слово из еврейства

вертаться в душу как домой

вернее

в психику

как в действо

под одеялом с головой

а окружая место детства

не озаботившись зардеться

чтецов курил не наглядеться

какой конвой сторожевой

 

3.

 

а не прощался с нами

наш

в перстнях букетики удушья

слов отчужденных экипаж

на этажерках в безвоздушье

на

взрыд

крест накрест

на

угад

и наобум и без возврата

наотмашь на надежд назад

бессмысленного аппарата

то ли

в Сад Огненный с десантом

то ли когтить Исламабад.

 

4.

 

И как бы выкреститься глядь

и

в рот сидишь набравши рыбы

бы

наслажденьем окормлять

души прекрасные порывы

как пионер заспав закат

шикарный золотобагровый

спит ровно и спокойно как

перед бомбёжкою ковровой

а

от губы от

отворта

обоеруко с подбородка

на нужды Церкви и Короны

слюнцу сбирает Мамлакат.

 

5.

 

Чу выговорил как хочу

понятно

не

за христаради

а

тычу пальцем и мычу

на огород в простой ограде

где гряд насаживал шпинат

философический юннат

откуда гусеницы очень

не куклы

так личины их

натравят бабочек своих

лизать слезу моих ланит

и

выесть очи.

 

6.

 

Прощенья нет прощенья нет

прочтенья нет ни постсегодня

ни поствчера

но

в Божий свет

вернее в темноте Господней

но

высуни язык как смог

а

не

позволил император

а слог тебе поправит Бог

еврейский каркающий Бог

Он

Беспощадный Страшный бог

так себе русский литератор.

 

7.

 

Затем

перст тычу в пустоту

души отлаженного быта

как

гость

впершийся в комна

ту

где на столе спит царь убитый

вернее

как

в иной стране

волглый

бездарный как во сне

культи протягивая мимо

смотрю себе лицом к стене

во вспышку Иерусалима.

Иерусалим, август 2006 г.

СУМА И ПОСОХ,

или

Третье послание к евреям

Обезьяне без кармана

подарили чемодан

 

   «Философия арифметики»,

    Э. Гуссерль

1.

 

В новой школе у них воскресной

имени 4-х цитат

 

от

перемены места

 

меняется

результат

 

если мы с Тобой вообще я есть ли

а Ты получится Господин

 

или Ты плюс (+) я на живом примере равняется (=) Я

(1) один.

 

А вычесть меня из Бога

а последнего из меня

 

итого по словам педагога

та же знаете ли муйня

 

таки дырочка О из бездны

ноль

 

ну

и О себе и

 

майн гот

дружок коли не интересно не ходите на наш кружок.

 

Неуч по метафизике неуд

сопромат завалил

 

ну и куда ты собрался елед

в Новый что ли в Ерусалим

 

бы глаза не глядели б

живаго матери и отца

 

впрочем

отца уже лет пятнадцать

 

nicht

придуривацца.

 

2.

 

От перемены мест слагаемых от

меняется результат

 

слово

выносят вперёд слогами

 

в

направлении на Багдад

 

слово читается в направлении

в которое молимся и говорим

 

так

Третий Мир справа налево читается Третий Рим.

 

Слово читается в направлении

времени то есть вперед концом

 

а между нами когда евреями

читай к Началу когда лицом

 

обернись со своим сраным опытом

мудак в пятерне зола

 

слышь

как

 

за ушами хлопают

как смерть разворачиваясь крыла.

 

И

покуда в своём умишке и с суммою вещмешок

 

не по

генделеву по мишке

 

стоя

на посошок

 

и не догадал божтымой рехнуться

как она ухает с дна двора

 

война второгодница всем давалка

общая как ура.

 

3.

 

А

что я щёки хлещу по ожогам что

 

трещат

мои волоса

 

а это мы с господом вашим богом

и мохаммад его иса

 

передразниваем резервиста

на Литани брегу реки

 

испод ресниц подтирая из-под

закипающие белки.

 

А что я вприсядку в своих границах как

вдоль по лапке пустили ток

 

плащ-так-палатка моя дымится

мы так затаптываем Восток

 

а

а а

 

ахнет в восторге зритель

к каким спецужимкам способен жид

 

мировоззрением

сочинитель товарищи одержим.

 

Чисто про Огненну про Гигиену

всех девяти человеческих дыр

 

Чтото заводит песню военну

Ибн-гиенам наш мой Додыр

 

как это по-нашему это по-русски

ры

 

дает военна

медь

 

дабы нечистым после зачистки

стыд и срам стыд и смерть!

 

4.

 

вах неомытым детям шавермы

будет продемонстрированн-на

 

как из говна лепить добродетель

и неверный ответ что мол много говна

 

а потому что из нечего кроме

а должно из крови причем из всей

 

как гаркнул

при блеющем Аароне

 

на весь наш аэродром

Моисей

 

и ганц-вертолетчики танц-полотеры

глянц свыше смотря паркет

 

под

танго непарным танкам

 

блиц коим башню снесло на нет

и

 

зря на гулянц-полянки

в военно-свой-полевой лорнет

 

я в уме как старая обезьянка

передразниваю балет

 

и спокойно смотрю в огонь я

старый моргать отвык

 

это речь запыхалась моя бегунья

русский нося на плече язык

 

но

гемоглобин он горит как железный

 

вздох

сраму не имет уст

 

видимо бохвесть вообще я есть ли если

Allah mit uns.

 

5.

 

От перемены слагаемых

раз

 

и

ровняется результат

 

ровно с поверхностью ровно ногами

меж буквами дат

 

даты нагорья и даты пологого

погружения в полынью

 

обезьяна Военного нашего Бога

ты самой умной была в раю!

 

о макака военного времени

разобравшая свой автомат

 

вплоть до последнего до озарения

капли крови своей примат

 

пере

плюнувший в экзегезе

 

дрессировщика

нарратив

 

но здесь ребята уже Тангейзер

хор и речитатив!

 

И

у старших ребят подучившись жесту

 

во

от локтя до где Колыма

 

а пошел-ка я преподавать блаженство

дворам где музыка и чума

 

пошел-ка я к добрым великороссам

воздух всучивать задарма

 

значит снова сума и посох

посох мне и сума.

Москва — Иерусалим — Москва, октябрь 2006 г.