ISSN 1818-7447

об авторе

Полина Андрукович родилась в 1969 г. Окончила ВГИК как художник анимационного фильма. Участвовала в коллективных выставках, провела три персональные выставки в Москве. Публиковалась в антологии «Очень короткие тексты», журналах «Воздух», «Новый берег», «АКТ», альманахах «Вавилон», «Авторник» и др. Первая книга стихов вышла в 2004 г. Лауреат премии «Различие» (2014).

Новая карта русской литературы

Само предлежащее

Полина Андрукович ; Александр Уланов ; Александр Бараш ; Роман Фишман ; Илья Леутин ; Артём Верле ; Пётр Разумов ; Татьяна Бонч-Осмоловcкая ; Юрий Левинг ; Виталий Лехциер ; Юрий Гудумак ; Александр Мильштейн ; Андрей Урицкий ; Виктор Лисин

Полина Андрукович

Сохранный человек

* * *

прекрасная и длинная    белая дорога

                (Ш. Азнавур, — приблизительно)

«прекрасная и большая белая дорога»

 

прекрасная и    данная  дорога

                           данный  путь

                   на нём

 

                     нет  никого

 

                   пока  что

 

              и вряд ли кто-то на нём

   будет

 

     но    это и не моя дорога

 

     разве что кто-то упадёт на дорогу

                           с неба и, коне

чно, разобьётся.

* * *

обман, и    можно  продолжить

 

мне  показалось,

 

что

 

чайки днет жёлтые и красные

 

их было             много

 

   в тишине

 

   летели без шума крыльев

 

   без крика,

 

   как         бывшие         чувства

 

улетев за горизонт, они прокричат.

лирическое

хотя бы мне, хоть краем глаза,

снилось над    ним        замирание

                            Вселенной

* * *

   успокойся,    потому что      от  тебенет от  тебя

действительно требуют

                  смещения    времени

* * *

вот она и вышла,

и её не слышно

но она там есть,

будто чья-то песнь,

будто чья-то пясть,

будто чья-то власть

 

будто чья-то пасть,

будто божья длань

будто или лань,

или таракан,

вечный, как наречие,

присно и так далее

 

как тени на стене

над постелью младенца,

тени от длани,  сложенной

                        в    ёжика

или в волка, но  это (волка) я    уже́

  не умею изобразить

   в реальности.

* * *

«ожидание затмение»

а    затмение      проспали,

       пропустили,

  словно ждали, на самом деле,

чего-то другого, — словно  ждали

просто секса,    как    всегда,

и    обычное  «да»  уже́

после затмения, но они не знают,

что    это  -  после,

потому что затмение

      пропустили

 

и    не такие уж они плохие,

просто не      в рифму

  со    Вселенной

   а  она не    захотела.

* * *

                             Как предсказано святыми,

                             Всё висит на волоске…

 

                                                                       БГ

 

бог теряет своё имя у меня на виске

 

сохранный человек

становится

гибким  и  избегает

участи  участника,

так и я жду

отчасти  налево,

отчасти направо,

отчасти спереди,

но  чаще со спины

 

приходит    честность, но

      как    частность

сохранённый человек

схоронённый человек,

воронёный

воронёнок

гранёный  сворованный  стакан

 

а  охрану — на  кон

* * *

и тени облаков, и тени дураков

ложатся на  меня

и требуют  огня

 

и я курю, курю,

и редко говорю,

поэтому одна.

наверное, Луна

 

такая же, как я,

и  требует огня

у  этих дураков, у этих облак  слов

 

проснулась со стихом,

наверное, пото́м

  поговорим о том.

 

поговорим об этом

с каким-нибудь поэтом

* * *

                                          П. П.

 

красотой  морей

вечною    печальною

съеден этот  день,

как  сакральной  ночью;

прозвучит воочию

нам покой.

 

следует  найти

в далях  отражение

летнего скольжения,

где  же это  море? —

вот, перед тобой.

* * *

скорее найденно,  чем  потерянно,

светит,  к сожалению,  Солнце

что  может    быть    проще,

чем  найти    Солнце

что    может    быть  сложнее,

чем потерять  Солнце?

и смысл    этого

скорее потерян,    чем  найден

* * *

королевить

по-чёрно-белому

как над  рисунком

добавлять чёрное,

добавлять  белое

 

  давать    чёрное

давать белое

отдавать  рисунки,

  как    полцарства  и

            полцарства

 

за  горелое с неба

и за  тебя    на  Земле

 

после забыть,    что́

было  нарисовано

божья коровка? — вряд  ли…

* * *

хлеб святой и говорит:

«мы прозрачная вода»

а вода и говорит:

«мы прозрачный хлеб».

будут тысячи ланит

там умыты навсегда,

даже больше. поснет повторит

горонет горло формулу врнет воды

и рецепт хлебов.

говорит тогда Иуда:

«мы  прозрачные следы

всех Земных богов».

аметист, агат, пирит

были дёшевы, и снов

позабыл пиит

были    дёшевы те сны,

были  больше головы

были    все слова тесны

гибели богов.    и поэт и говорит

хлеб волшебный    позабыл

чувства головы,

а вода забыла соль,

но не вечной будет боль:

эти чувства не новы,

с Богом мы давно «на Вы»

с тех времён, когда у нас

появился третий глаз

третий глаз для снов

                         забытых

наш иуда неубитый

 

и прощённый, и оттуда

и исходит наше чудо.

* * *

небольшое, местное Возрождение

не    знаю,  что    с  ним делать

небольшая вечнет весна,

ничего  не    изменяющая,

изменяющая      только  саму  себя,

что  ни к      чему    не  приводит,

кроме    небольшой    вснет весны

сугубо  внутри

                   или      это

котины    глаза,

блеснувшие  зелёным

вчера  в  темноте  комнаты

назвала  кота  другом  моим

 

   и  вне,  «вокруг»

    этой    весны

    ничего  нет

     другого.

* * *

там, на  стене, где  висит    эта  аква

   рель,  никогда не    бывает  солн

  ца

автор    давно  забылся

   в себе

на  акварели небо и солнце

 

и  выжженная  солнцем земля

акварель не    выцветет    долго

на этом  месте, там,

на    стене.

 

   никогда  (а  это долго) не  увижу

   автора

   в принципе,    можно  ему  позвонить.

* * *

другое    звучание

 

  то, которое  помимо

сладости    или  горечи

оно  сегодня    вслух солнцем,

  в    голос

 

   нечеловеческий, так    кричит

кот,  которому  наступили на лапку,

когда    он  ел, —

 

оно    лишает

привычек  мыслить

 

и  устанавливает

какую-то  свою

логику,

  свой

закон    непререкаемый

выше  человеческих

войн.

* * *

                     и оставили спать за разбитой щекой

 

                                     С. Сдобнов

 

говорят

ты поэт  с  больной  щекой

у    тебя    за  ней  изгой

нам же предстоит покой

 

ты поэт с большой щеколдой,

у  тебя  там страх господень,

предстоит    спокойный  полдень

 

падает, в общем-то, снег

 

закрутилась

завертелось

                     этот    бег

по    бе́регу

 

                     этот    бог

по  бе́регу

 

поберегу,

  пока  могу…

* * *

  как    это,  похоже,    было,

но  лишь      наверное,  может    быть,

                                           случайно

                  и      разгромленно

 

и  это    тоже    было,      но

     точно,  обоснованно    и

  несомненно

 

и      то,  и  другое        не доставило

никому  удовольствия,

только    хлопоты,

потому      что    пространству    и

  времени      пришлось      быть,

 

чтобы  вместить    это  всё…

* * *

                                  С. М. С.

 

ночь              земле

дождь            небу

 

больше  меди

и больше  поражений    и

больше    мелнет меди    по  поводу  поражений

  приглашение    прозвучать          вместе

в  месте    зарождения  поражений, —

то  ли на  небе,

то  ли   на земле

* * *

жизнь жива,  радость    моя,  и смерть

                                                 жива

 

            что живее?

 

и    у  всех  свой    хонет характер, —

            и    у    жизни,    и  у  смерти,

   чей  характер  тебе

      нравится    больше?

 

ожидание      живее

              жизни    и  смерти,    наверное

но  и    у    него    свой

                            характер

 

жизнь    ждёт    смерти

смерть    ждёт    жизни

                     это  и  есть

           характер      ожидания.

* * *

мы спим  мимо граждан страны

невидимый пласт  тишины

и обеспечиваем  покой

  неожиданной  третьей  рукой

а у вас пошаливают  нервы,

и не спит из-за нас ни первый,

ни  второй  министр  обороны

мы же просто    как будто воро́ны,

чьи тени  такие    красивые,

что война, которой просили вы,

невозможна. и мягко телами вашими

мы проходим    в тот мир, совсем неокрашенный,

где вас нет  и нет ни цвета, ни пороха,

только  память о том, как однажды в городе

в метро, он сказал  как  будто

кому-нибудь:

«выйти  не    забудь…»

* * *

такое    уже    бывало

 

«такого» ни  много, ни    мало,

 

такое,  как      этот    мир,

такое, как      это      небо

и  мир похож  на  небо,

а  небо    похоже  на    мир

                               и    войну

 

такого ещё      не    было

 

   мы все      у    мира    в  плену

 

«такого» ни  много,  ни    мало

такое,  как  этот  мир,

такое,  как    это  небо,

  небо  похоже  на  мир  и  войну,

  а    мир  и  война  похожи на небо

 

и всё это  было и не  было

* * *

недостаточно          поэтичности

   в    равновесном      воздухе

        бледном,  бледном

не  достаточно,    чтобы  светить

        рваный  вздох    в  нирване

* * *

   расстроен слой  облак

   достроенным    вавилоном —

явленьем    эпохи  «прослоек»

                              невидимым

                и неслышимым,

 

достроенным    с    закрытыми

          глазами, заткнутыми ртами

          и    во    сне.

там, наверху,  теперь  никого  нет —

   неинтересно

* * *

Оскар Уайльд,  наверное,  не  курил,

а    тот  жалкий запутавшийся  мальчик,

   ради  встречи      с  которым

    написана    «Тюремная исповедь»,

    наверное, курил

 

такими  кажутся  образы      в соотв

  етствии с логикой    21-го  века,

   но они же

    опережали своё время

 

      будь    всё    иначе…

* * *

холодный    врнет воздух пахнет хлоркой

на сердце корка

                и унет и кошка,

шесть лет назад умершая,

которую ловила во сне сегодня

мнет и поймала    за ухо  и

                 оторвался кусочек  уха

кошки.

всё ищешь со-бытия с небом,

а  «неба»  нет и не было,

только  воздух.

 

  и  запахи  прошлого, —

запах    мочи    умершей    кошки,

  пото́м  — по логике —

  запах  хлорки, —

                          с  неба.

* * *

ни  одной    небылинки

ни полыни, ни  ковыля

  чабрец    запылился;

 

сплошь    быль    (бывшая  боль)

 

  изволь

  вот    пылинки

   в  луче

   будет    Луны  половинка

    и  соль    прогорит

             в  лунном    свете

эти «дети»  ворнет войны

а он  говорит  «кро-

Лик»

а она говорит,

 

что  Луна    говорит:

до ре ми фа соль  ля си до

ключ  к Твоей  лепоте —

в слепоте,

милый друг,

милый               Бог

* * *

я  перевела себя   какой-то  фразой

в    чуть      параллельный    мир

 

и

забыла      эту    фразу

вместе с  прежним  миром,

 

а  здесь       теперь

чуть больше  контраст       между  ночью

                                       и днём,

                                  небом  и

                                  землёй

 

а  контраст между богом  и

                            дьяволом

                 чуть    меньше

 

и  контраст     между           нами  с тобой

                  чуть   меньше,

потому что гораздо больше    контраст

              между           желанием

              и исполненным желанием

* * *

я прощён  за         то,         что  не  люблю

я  смотрю           на       море  сейчас

я      ещё     с      именем

 

я      сейчас     приду

  вслепую

   и  я    волнуюсь

 

   и  я    волнуюсь     на      дороге,

   которую забыл,              иду

        и      всё     тяжелее

         быть          прощённым,

 

потому  что    дорога          ведёт  туда, где я любил,

                       и  уводит       от    моря

* * *

я    был    твоим    голосом,

но      ты               замолчала

и мне ничего не оставалось, как  стать      тв

 

                            оей    мыслью, —

и мне  пришлось    измениться

* * *

                                      Д. Д.

 

Луна, —  её  дела —

светить  поверх  крыла

поверх крыла,  что смотрит

                                 вниз

на  все  попытки  антреприз

 

и  развлечений          взглядом

на         то,    что            рядом

 

а  то,  что          далеко —

как      будто    молоко

  свернувшееся          чувств

по  поводу    искусств

 

и                      эта же   Луна

опустится      до     дна

 

сырой    земли  травы,

что  выше    головы́

* * *

легко      задеть     за    сон

 

тебя  или    меня

и  колокольный    стон

посередине           дня,

 

  в который    убегут

 

  все    призраки      теней

 

тебя    или    меня

дым

                                           Д. К.

 

1.

 

одна  с   воробьями

  что-нибудь,    что  можно

                         забыть  (воро-

                  дни)

 

  кормлю их,  налетают

       голуби, — сложные пти

      цы,  уже  не    одна

 

      крыльями    по    ногам

      или  воздухом    от   кры

льев  по ногам                 лето

  сложное отношение    человеч

     ества    к     голубям,  — уже не

      одна, кнет уже  с       проблемами

       память  о сигаретах

       настоящая

        возникает              с  ненастоящей

             памятью  о    тебе

             закуриваю

 

что будет, если покормить колибри

 

2.

 

  сложное отношение  человечесвнет человечества к

ангелам

  и  к    беременным

   нет, я    не      беременна

         и я  не  ангел,

 

но  я      часть             чеонет человечества

 

  что будет,  если    покормить

    ккрысунет крысу

    кошку

    тебя,  в конце    концов

 

     сложные         отношения

     между    реальным и  настоящим

       зима              реальная память

        о    сигаретах

 

        синонимы  для того и приду

               маны

и нереальная память о тебе

я, ты, воробей, голубь, колибри, кошка

      и  крыса —  синонимы

                     для              дыма

                                     сигаретного

* * *

твои  неузнанные  руки

 

  с  отпечатками   моих    пальцев

  пока  что

 

  скоро    ты            смоешь

                    отпечатки

   и    будешь    чист

    и своими    руками

    создашь      свою     волю

 

её-то          я           узнаю

   по    формам         облак

   и  направлениям           ветров  и,

 

м. б., попаду  под            дождь,

  чтобы уж точно      знать.