ISSN 1818-7447

об авторе

Семён Ромащенко родился в 2000 году в Томске. Учится в Литературном институте (семинар поэзии Андрея Василевского). Публиковался в журнале «Воздух», в «Литературной газете», в Интернете.

Полутона

Votum separatum

Литература и, в частности, поэзия, основной темой которой является гомосексуальное чувство, сегодня оказалась в сложной ситуации. C одной стороны, гомосексуальность вроде бы должна исчерпать весь свой трансгрессивный потенциал, став полноправной частью истории эмоций. Но не тут-то было: социальный и культурный контекст этой страны, которой пару детских шагов осталось до настоящего тоталитаризма (я пишу этот текст в день ликвидации правозащитного центра «Мемориал»), продолжает вытеснять любые формы неконвенциональной чувственности и лайфстайла на обочину социальной жизни, где до этого обретались Жан Жене, Дэвид Войнарович и куда с интересом поглядывал Евгений Харитонов.

 

Всё это, увы, фон, на котором возникают поэтические тексты Семёна Ромащенко, но, к счастью, им они отнюдь не исчерпываются. Поэт уходит как от прямой репортажности (о невыносимой — или наоборот: весёлой и наполненной, как в репортажах Карена Шаиняна, — жизни ЛГБТК+ сообщества в современной РФ), так и от работающей на драматургии подтекстов поэтики Георгия Мартиросяна (его ровесника и, по-видимому, эстетического оппонента). Кажется, для Ромащенко не очень подходят обе поэтико-риторические стратегии, склонные типизировать (в первом случае) или героизировать (во втором) субъекта. Самим изломанным строем поэтического языка («Эй дай мне выдернуть один мелкий флажок из флагштока где несколько флагов / <...> / Его больше нет с тобой, Мир») Ромащенко стремится преодолеть барьер между «литературой» и «жизнью», растопить лёд между ними, быть непосредственным, дерзким, короче говоря, уязвимым. Это позволяет поэту увидеть — и/или п(р)очувствовать — то, что обычно не попадает в поле зрения хорошо поставленной речи: главным образом то, что относится к любовной коллизии, тень — или, вернее, свет — от которой присутствует почти во всех известных мне стихотворениях Семёна Ромащенко, которые обещают впустить в современную гей-поэзию эротический импульс, не придавленный нелёгкой долей и не объективированный культурной рентой.

Денис Ларионов

Семён Ромащенко

Романтическое приключение

Камеры

1.  Энивэй, считай за напрасный труд делать фото:

на счётчике первый кадр

Не прекращается первый кадр который будет изгваздан светом

 

При закрытии дверцы, при загрузке в компактную ночь, при-

Колы вкус это первый кадр    Счётчик выбило молнией вспышки

 

Катушка для слабенькой памяти, разветвлённый змейкин язык без шипенья,

при шорохах. В камере без тепла, с коричневой лентой подвижной

 

[но не может обнять меня,

не может поднять во мне душу, мутить её дно глазное, жидкое как малокровный раствор в помещении для проявки,

где на лентах отображённый дух]

 

всё внимание: пластиковая плоть, приятно тереть ладошкой, сладко, должно быть, спать в ней

и проснуться по красному повелению.

2.  Ожидание рейса в мысленной калифорнии        [в замедленной съёмке]

                                                                         (кстати, где моя камера?)

Даже-не-говори что печалька решается сексом пока я смотрю на синие пальмы;

   розы вечера, странные цветы для этого континента, страшный мир предлагает мне будущее: представилась вспышка где я буду жить перманентно: дремота, безвольно читать, голубой день сна, жизнь в розовом свете экрана. неважно, что я без тебя, дорогой. твои раскалённые глазки хотели бы дрогнуть, не в силах оплавить картинку слезой

    Вот сейчас ты слушаешь звук затвора в последний раз

    Прости-просто-знай: я не лгал о камере, но действительно не нашёл

* * *

Мои фотографии мои фотографии мои фотографии

Фотографии сделанные мной

 

Мои стареющие родители. мои взрослеющие возлюбленные. мои подруги

хорошенькие всегда

 

Я храню их дома я продаю их на улице

Несколько копий Всегда есть несколько копий

Чаще я: оставляю себе одну одного одних

Иногда: продаю их всех

* * *

1: где эти вещи            2: чем я ещё не пользовался

* * *

Давай повоем на слюну                                            никчёмную. и я усну

                                                  я это обещаю;

 

давай пойдём с тобой туда               где всё всегда; давай обманем мать

 

                                                    природу и покажем влажный палец

                       кому-нибудь в метро, давай вот так;

 

дай целовать фамильное серебро, хочу

долго держать во рту                               позволь мне всё что я могу

                                                и  я       буду так рад. буду рад. так буду рад

 

дай мне свой рот, хороший: посмотрю, что изменилось в нём, как в нём свежо,

как нет в нём запаха земли.

как я тебя любить готов такого                                 почти

 

Давай но просто делай будь со мной моим, участником моим, не предлагай,

лишь только делай, лишь не убегай,

лишь только смейся,       плачь,                               рыдай, со мной убейся

но только никогда не успокойся

не отдыхай                       нехай

 

хочу: мы это выпьем и очнёмся в пятерне харона

и воду будем сколько хватит сил смотреть

давай бежать не стоит умереть

 

лишь только надо на меня смотреть

 

лишь для меня кончать; лишь обо мне подумать; лишь со мной ходить из дома;

давай смирись, давай мне волю,        кровь,          руки,          каждый день и два

 

и ты увидишь как работают слова

 

и ты узнаешь как           всё сделают слова

 

и все мои волшебные слова

* * *

Романтическое приключение

Ждать/не ждать ?искать

* * *

ㅡㅡ всё вращается если мы дрочим вместе ㅡㅡㅡㅡ  под фонарным столбом ㅡㅡㅡㅡㅡ  за парком, в непосредственной близости от конечной станции

 

ㅡ полусон, ирреальность: блуждающая улыбка светится в темноте; в ширинках листья новой осени, оргазм и пробуждение одновременно

…и мы забывали о наших хуёвых жизнях, когда несколько брызг долетало до мутной луны… блестящие сапоги, белые следы, метки на фонарных глазах;  я покрываюсь тонким потом, охлаждаюсь и пахну как не-человек.

ㅡ прохожие воспринимают нас, и пока они выбирают между ненавистью и властью, мы чуть-чуть улыбаемся, каждый вращает запястьем. …сомнамбулы, друзья при железной луне.

* * *

Скажи мерзость  Скажи прелесть

Обозначь свои умозрения

 

Найди себе опыты эй ну отбрось алгоритмы, разденься в метрополитене

Впечатли меня, отверни глаза в темноту: там есть кое-что для нас

 

Никто не знает что ты хочешь, скажи

И может быть, как знать

 

Сделай тень, сделай сумерки в подвенечной луне, сделай громкую музыку, выбери волосы из земли, выеби, спой мне, побудь счастливым

* * *

краткий секс по видеосвязи ㅡ меланхолия в домашних кинотеатрах ㅡ эротика в комнатах, комбинезон для охоты в джунглях ㅡ стада подушек ㅡ бункер из стульев ㅡ и ㅡ только печалька

 

волосы цвета крови ㅡ волосы цвета пшена ㅡ маски горилл-ягуаров безвольно срываются ㅡ покорный кинотеатр, нежное принуждение ㅡㅡㅡㅡㅡ мы больше не сообщаемся, мы смотрим в прошлое.

 

…не прикасаемся к нашим лианам, не ходим по блядским дорожкам…

 

тени прошлого ищут знакомые фильмы, собираются, трогая львов за гривы, хотят неотрывно смотреть

    начинается фильм где я сплю, мне приносят подарки, байопик со мной, ты поёшь мне животные песни, я в костюмчике вакха, меня убивают, мой дух преследует невиновных, твоё имя сверкает в моих глазах

* * *

буду смотреть как оно отдаляется

прошлое-на-бегу

 

синие автобусы с белым также как венозная кровь

 

и ты включи ещё раз ту вон песенку

 

*

 

и послушать русскую музыку

безродную песню

 

нет, нас не это объединяет

просто ㅡ  нам нравимся мы

 

и каждому свой музон

 

*

 

но сейчас по радиоАфрика прозвучат        контрданс, музыка

                                                                        серебряных спиц

  вслед за этим нешумные танцы, доверительные   руки хотят ласкать

      шнурок и молнию,                         затрагивать . танцевать

 

*

 

В джазе только мы с тобой

Нет девушек

Нет наших отцов, их девушек

Наши матери смотрят нас по телевизору   до скончания дней. Всегда

* * *

Умру когда закончатся танцульки

Умру когда захочется

Умру и пожалею тебя, мама

Умру и поживу немножко в новых может быть пустотах, ах, умру же

 

Уйму себя; свет, когда проигрываешь в пейнтбол, выключается, тень скачет престранно

Когда я живу тень следит меня непрестанно

* * *

Кататься под землёй любил ахах

 

Рэпчик французский писал ахах

 

Раздевать студента любил ах да

 

На родителей наплевал да

 

На кладбище землю пинал ай

 

Пальцы в небо пихал о да

 

В райский садик приводил не спросясь. делал, да?

 

Нескромные фото трогал так быстро ах

 

Легкомысленно относился хах

 

Для чего бы, да?

Кинчик

    кинчик.сделают

ㅡㅡㅡ соберись ㅡㅡㅡ ты почти усталый ㅡㅡㅡ как в чужом кино ㅡㅡ

   просто встань и сделай

ㅡㅡㅡ здесь не любишь ㅡ ? ㅡ ну, будешь, да ㅡ …    ты уже не мальчик ㅡㅡ

ты кинчик ㅡㅡㅡㅡ и брови твои не твои ㅡㅡ для немножко другой красоты ㅡ

в рамках жанра, пон? ㅡㅡ  смертный ебучий молодчик, ты понимаешь твоё кино? ㅡㅡㅡㅡㅡㅡ да. теперь понимаешь

глаза-это-не ㅡ так важно ㅡㅡㅡㅡㅡㅡㅡ мы переснимем эти слова ㅡ

…не ㅡ ㅡ ㅡ бойся ㅡㅡ   ㅡ смертной любви ㅡㅡㅡㅡ она не проникнет живую жизнь

не, убери глаза ㅡㅡㅡㅡㅡㅡㅡㅡㅡㅡㅡㅡㅡㅡㅡㅡㅡㅡ так нельзя смотреть

(ㅡ затемнить глаза ㅡㅡ сложить брови в отчётливые сердца ㅡㅡ это можно любить и делать из ничего)

* * *

Эй дай мне выдернуть один мелкий флажок из флагштока где несколько флагов

Это флажок моей страсти моей любви

Его больше нет с тобой, Мир