ISSN 1818-7447

об авторе

Гвидо Каталано (Guido Catalano) родился в 1971 году в Турине, с 17 лет пел песни на свои тексты в составе рок-группы «Pikkia Froid», затем изучал современную литературу в Туринском университете. Опубликовал книги стихов I cani hanno sempre ragione (2000), Sono un poeta, cara (2003), Motosega (2007), Ti amo ma posso spiegarti (2011), Piuttosto che morire m'ammazzo (2013) и La donna che si baciava con i lupi (2014), а также роман D'amore si muore ma io no (2016).

Персональный сайт

Александр Заполь родился в 1974 г. Окончил филологический факультет Латвийского университета. Публиковал переводы современной латышской поэзии на русский язык в Латвии и в России — в том числе изданные в Москве книги стихов Матса Пуятса «Двухзвездочные церкви» и Карлиса Вердиньша «Титры» (вместе с Л.Шакур). Переводил также поэзию Э.Раупса, П.Драгунса, Я.Элсбергса, М.Салейса. Соредактор альманаха «Орбита».

Рита Тур родилась в 1991 году. Изучала итальянский язык в Латвийской Академии культуры, в итальянских университетах в Сиене и Энне, учится в магистратуре Латвийского университета на переводческом отделении.

Другое наклонение

Роберт Лакс ; Патрик Дюбост ; Бронка Новицкая ; Гвидо Каталано

Гвидо Каталано

Я тебя видел

Печальнаморе

─ знала бы ты как ты нравишься мне

─ помолчи и заткнись

─ заткнуться или молчать?

─ и то и другое

─ я не нравлюсь тебе?

─ я такого не говорила

 

я сидел задницей на скале

и слушал

как эти двое говорили друг другу

странноватые вещи о любви

а я нет

я был один поэтому

я смотрел на море

потому что я был один

и смотрел

 

─ ну зачем ты так?

─ так как так?

─ ну так

─ ну так как так как?

─ я знаю, ты меня больше не любишь! ты любишь другого, но не хочешь говорить мне, потому что боишься говорить и делаешь вид, что это не так!

─ что за бред!

─ ты холодная и злая!

─ а ты делаешь вид, что любишь меня, а сам не любишь!

─ но я же сказал, что люблю!

─ но на самом деле это неправда!

─ ну зачем так говорить?

─ потому что быть с тобой это все равно что быть одной, а не с тобой…

 

я не мог больше слушать, как говорят эти двое

они переставали любить друг друга

вернее, они уже перестали

и говорили это друг другу на скалах

я встал со своей скалы и сказал им

 

─ перестаньте переставать любить друг друга или хотя бы радибога не в моем присутствии!

 

─ а ты кто?

─ а ты кто?

 

сказали они в один голос

 

─ я гвидо каталано собственной персоной и вы меня достали

─ ну и вали тогда! — сказала она

─ ну и вали тогда! — сказал он

 

и я пошел

оставил их там

переставать любить друг друга

потопал по пляжу

вдоль моря

иногда оборачивался

смотрел на них

они продолжали говорить

но я уже не слышал голосов

они махали руками

потом она по-моему заплакала

он перестал бушевать

теперь они молчали

ждали непонятно чего

наверно что их смоет волной

Нет

ничего особенного, я ходил себе по гостиной

и я сказал себе, хм, а не принять ли душ?

спросил я себя

да, я же грязный

ответил я себе

 

тогда я снял с себя одежду

и кинул её в корзину с грязной одеждой

и пошёл в ванную

и задернул занавеску

и включил воду

и ничего особенного

я повернулся

и там был карлик с мылом в руке

в душе

 

я ему: извините, что вы делаете в моём душе?

а он мне: принимаю душ

ага, а как вас зовут? спрашиваю

альдо, отвечает он

а это нормально, что вы здесь в моём душе?

да, да, нормально, говорит

 

лады, я принял душ с карликом

я ему даже высушил волосы феном

дал ему красный халат

он был ему велик

 

мы пошли в гостиную

и он мне: есть что-то к полднику?

ну, говорю, хлеб с вареньем?

ладно

 

я сделал ему хлеб с вареньем

посмотрели мультфильмы по телику

поиграли немного в плеймобил

потом в полседьмого

он говорит: мне пора

пока тогда

пока

ещё увидимся?

нет

последняя сигарета

вчера

пока я испытывал эффект

обморожения

на своем тучном теле

сидя на скамейке

ожидая свою подружку

на маленькой площади

 

я наблюдал за тем как сигарета

тлела от конца к началу

я сделал всего одну затяжку

и потом

смотрел как она медленно тлеет

бумага сгорала неспешно

и столбик серого пепла, если ты осторожен, держится

не падает

красивый столбик пепла

и дым

с которым происходят таинственные изменения

всегда разные

и если в него попадает луч света, то дым

создает эффекты поразительной красоты

 

а некоторые умеют пускать кольца

а я нет

но если умеешь

это офигенно

 

я где-то прочитал что

слепые не любят курить

так как им не хватает визуальных ощущений от сигарет

не видно огня

не видно дыма

не видно пепла

может это и брехня

но не припомню курящих слепых

но я и не общаюсь со слепыми

вообще-то

 

я провел несколько опытов на эту тему

попробовал покурить в полной темноте

это так классно

видишь ярко-красный огонек

и если водить сигаретой

остается светящийся след

типа полосы света в ночи

знаешь?

можно и круги делать

 

еще я пробовал курить завязав глаза

но сразу бросил

мне показалось что я приговорен

к смерти

и курю последнюю сигарету

хотя я и не знаю курит ли приговоренный к смерти

перед тем как его расстреляют

последнюю сигарету с завязанными глазами

или повязку ему надевают после

по-моему после

лучше бы после

лучше не быть расстрелянным

лучше бы не курить

лучше не умирать

как-то ночью на виа Милано

как-то ночью на виа Милано

я упал с велика

и разбил себе голову

поскольку я выпил много спиртного

я не почувствовал боли

и не заметил поток крови

вытекающий из моего черепа

потом я поднялся

и увидел себя мертвого на земле возле сломанного велика

как в моем любимом фильме о любви под названием Призрак (Ghost)

где одного парня убивают а потом

он поднимается и видит свой труп

но не сразу отдает себе в этом отчет

то есть он поднимается

а потом видит свой труп

и говорит — черт подери я умер

вот это непруха

ведь он муж Деми Мур

которая в том фильме так прекрасна с короткими волосами

она просто прекрасна

скорее она дико хорошенькая

но настолько хорошенькая, что прям влюбляешься

вот я и влюбился сразу же в эти короткие волосы

а тот тип только что женился

и голый занимался ваянием из глины с Деми Мур

и если так подумать, это дикая непруха быть убитым

когда у тебя есть такая запредельная возможность лепить

из глины голым с Деми Мур

 

потом значит я стал смотреть не появились ли

чертенята из темного угла

чтобы утащить меня в ад

или может снизошел небесный свет

что пригласит меня подняться на небеса

я как бы надеялся на второе

а то те чертики из фильма Призрак (Ghost)

дико страшные

но не произошло ни то, ни другое

потому что на самом деле я не умер

просто в моем организме было много спиртного

и я не только не чувствовал боли, которую заслужил

но у меня еще и начались галлюцинации

тогда я снова взобрался на велик

и опять упал

и ушиб копчик

потом я добрался до дома

и свалился в кровать

потом проснулся

и обнаружил что подушка залита кровью из головы

и очень испугался

и приуныл

еще и потому, что был один дома

и рядом со мной не было Деми Мур

которая, скажем, целовала бы меня и залечивала мои раны

 

сегодня

у меня в голове дыра

если захочу могу засунуть туда палец

а если свербит

чешу мозги

палач

хотел бы я личного палача

одетого как палачи в старину

в черном капюшоне

и с гильотиной на колесиках

которую он всегда возит с собой

и стоит мне приуныть

спрашивает:

— ну чё, приуныл?

— да, слегка

— отрубим голову?

— да ну, я справлюсь

— уверен?

— ну, посмотрим

— ну если что, я тут

— а лезвие не заедает?

— утром смазал механизм

— браво, палач, ты профессионал

— спасибо

 

— я слышал, что если у тебя бычья шея, то есть риск, что лезвие не справится

— но у тебя не бычья шея

— ты прав

— да я разбираюсь

 

— я видел фильм, где кого-то гильотинировали и его голова потом катилась и была еще немного жива и что-то говорила, очень страшно

— чепухня

 

— палач?

— а?

— ты гей?

— нет

— а говоришь по-женски

— еще бы не по-женски, я ведь женщина

— женщина палач?

— и что с того, женщины тоже могут

— могу заглянуть под капюшон?

— нет

— ну дай

— нет

— ну

— нельзя

— ну совсем чуть-чуть

— если заглянешь, не смогу тогда рубить тебе голову

— кто сказал?

— закон палачей

— окей, идет

 

и она сняла капюшон

и у нее были такие глаза

и волосы тоже

она была редкой красоты

у нее даже грудь была

но до того я не замечал ее

 

— у тебя и грудь есть

— ты редкий придурок

— самое время полюбить друг друга

— в библейском смысле?

— не знаю что там в библии, займемся любовью!

 

и мы занялись любовью

хорошо и долго

я потерял голову

но это было чудесно

я видел голых женщин

я видел голых женщин

я видел женщин и они были совсем голыми

голыми были женщины, которых видел я

 

я прогуливался

шел шел

и завернул за угол

и

там были

клянусь

голые женщины

совсем голые

голые женщины

голые голые

 

— привет, голые женщины ― сказал я им

— привет

— привет

— привет

— привет

— привет

— привет

— привет

 

это были семь голых женщин

семь женщин

семь голых

семь приветов

 

— голые женщины, вы совсем голые ― сказал я им

— конечно, мы голые ― сказали голые женщины

— почему вы голые, голые женщины? ― сказал я им

— потому что нам нравится быть голыми ― сказали голые женщины

 

— вы занимаетесь проституцией, голые женщины?

— нет

— значит, вы голые модели?

— нет

— какова ваша функция в современном западном обществе?

— быть голыми

 

— может, вам нужно, чтобы кто-то намазал ваши голые тела средством от комаров?

— ты правда можешь?

— думаю, да

— мы были бы тебе бесконечно признательны

— погодите минутку

 

я пробежал сотню метров, отделявших меня от аптеки, ровно за десять секунд

приобрел средство от комаров, флакон на целую семью

вернулся туда, где были голые женщины

 

их

там больше не было

они испарились

 

я уселся на край тротуара

и стал думать о превратностях судьбы

в частности о том, что нужно было бы всегда иметь с собой флакончик средства от комаров

чтобы равномерно наносить на голые тела голых женщин

на тот непредвиденный случай когда

прогуливаясь вечером

встречаешь не одну

не двух

а семь

сразу семь голых женщин

не так уж часто такое случается

но если случается

нужно быть наготове

 

и еще я подумал, что

мужчина, который

перед судьбоносными событиями

даже великими

каковым я считаю встречу с голыми женщинами

 

мужчина, который, думал я

оказывается не готов

к таким драматичным и из ряда вон выходящим моментам

он, думал я,

он недостоин быть причисленным к лучшим представителям своего поколения

 

сидя там на краю тротуара

я осознал эту свою непричисленность

бросил флакон в темноту

 

ровно ровно ровно в то мгновение

когда зажигаются

фонари

Чудо восемнадцатого

по утрам ежедневно

несусь

на своем маленьком велосипедике

по виа Мадама Кристина

 

и на полпути

начинается моя ежедневная борьба с восемнадцатым

 

восемнадцатый — это оранжевый трамвай

он идет по всей длине этой улицы

едет по металлическим рельсам

громко лязгая

везет в себе людей

в разные места

 

восемнадцатый ненавидит меня

я ненавижу восемнадцатый

 

в какой-то момент я слышу

он сзади

подкатывает

быстро

я всегда говорю в этот момент: етитская сила, это он, восемнадцатый!

 

он слева от меня

справа от меня машины припаркованы в два ряда

мало места

 

он, восемнадцатый трамвай, приближается

я жму на педали все сильнее

чувствую ветер прямо внутри лица

и восемнадцатый бросает свой боевой клич

дзыыынь! дзыыынь! дзыыынь! дзыыынь! дзыыынь!

 

не в этот раз!

свой дзыыынь ты можешь засунуть себе прямо в жопу

отдзынь, чёртов восемнадцатый!

не в этот раз!

 

на этот раз ни хрена, говорю, он не проедет

на этот раз ни хрена

на этот раз, говорю, я выиграю каждодневную битву c восемнадцатым

 

ноги сводит

в ушах ветер

я проскакиваю ужом мимо машин в два ряда

краем левого глаза вижу его

чёртов восемнадцатый

 

дзыыынь! дзыыынь! дзыыынь! дзыыынь!

продолжает он реветь мне в спину

хочет, чтобы я остановился и дал ему проехать

 

хрен ты проедешь, чёртов восемнадцатый!

 

наступает момент истины

чёртов восемнадцатый догнал меня

я продолжаю неистово крутить педали

в нескольких см слева его оранжевая броня

в нескольких см справа два ряда машин

 

малейшая ошибка и меня разнесет в клочья

под сталью его металлических колёс

а он, чёртов восемнадцатый, именно этого и хочет

он как в клетке на своих рельсах

он завидует тому, что я свободен

я могу поворачивать, когда захочу

он может только ездить туда-сюда по улице

я могу делать пируэты, прыжки и зигзаги

 

ты, чёртов восемнадцатый, сделай как-нибудь зигзаг!

 

левая ручка руля моего велика

задевает правый бок восемнадцатого трамвая

я замечаю выражение ужаса на лице у синьоры на тротуаре

ее пакеты с покупками падают на землю

 

все застыли затаив дыхание

таксисты

домохозяйки

старые пенсионеры

зеленщики

сапожники

бармены

и ритуальные агенты

(или ритуальные специалисты? или спецагенты?)

ветеринары

собаки ветеринаров

сам Бог, наш Господь

перестает на минутку чесаться

чтобы глянуть вниз

на виа Мадама Кристина, Турин, Пьемонт, Италия

 

вдруг

случается нечто

но те, кто не видел, никогда не поверят,

случается то, что будет вспоминаться как «чудо восемнадцатого»

 

нет, это не велик отрывается от асфальта и улетает

как мы уже видели в нескольких фильмах

 

это восемнадцатый внезапно

я больше не слышу его дребезга по рельсам

и потом я вижу его

вижу его над головой

он как оранжевая ракета

берёт

и взмывает вверх

так, что меня чуть не засасывает в воздушную яму

я вижу его

я вижу, как он усвистывает в небо

во всю длину своих двух вагонов

 

вижу его живот

с кучей металлических колёс

красота

вот это зрелище

это офигительно

так что я почти падаю с велосипеда, почти

 

но не падаю

кручу педали медленнее, чтобы насладиться зрелищем

мы все там на улице Мадама Кристина

задрав лица

следим как он исчезает за облаками

 

и в самом конце

кажется, я заметил, что он оборачивается

смотрит на меня и подмигивает

улыбаясь

дождливый декабрь

вчера одна крохотная старушка с огромным зонтом

мы стояли у заведения где мы пели и играли

и читали стихи

она подошла ко мне и сказала что ей понравилось представление

и спросила будем ли мы его повторять 20 декабря

у нее был зонтик и палочка

она была похожа на гнома

шел дождь

она спросила будем ли мы его повторять 20 декабря там

я ответил да но не там

в другом месте

но она жила там

и потом она мне сказала что рождественские песни наводят на нее тоску

потому что она одинока и Рождество наводит на нее грусть

и я сказал на меня тоже

хотя это было неправдой

она была совсем старой и крохотной

и у нее был огромный зонт

и палочка

и шел дождь

и я бы поцеловал ее

но не сделал этого

и я бы обнял ее

но не обнял

и к лучшему

я бы раздавил ее

ведь она была крохотной

и старой

и хрупкой

 

потом она спросила правда ли что я упал с велика на виа Милано

и разбил себе голову

— да, — сказал я ей

и она спросила это из-за трамвайных путей

я ответил — да, это из-за путей

хотя это было неправдой

— нужно быть очень осторожным на трамвайных путях — сказала она

— нужно быть осторожным если садишься на велик с семью коктейлями негрони внутри

должен был сказать я ей

но не сказал

 

потом она ушла под дождем

была поздняя ночь

шел дождь

это была старушка-полуночница

с зонтиком больше нее самой

издалека она казалась шагающим зонтом

 

я тоже потом вернулся

домой

на велике

под дождем

с демоном внутри

 

и с бременем на плечах

которое

остановись я

низвергло бы меня к центру

земли

как-то раз в Милане меня назвали дядей

я все-таки хотел бы охрану

конечно, она не нужна мне, но я бы хотел

скорее из эстетических соображений, видимо

но не только

 

два мужика в пиджаках и галстуках в темных очках

с проводком в ухе

один справа, другой слева

которые нервно озираются вокруг

очень высокие

огроменные

и охраняют меня

да, хотелось бы, не знаю почему

может это типа латентная гомосексуальность

не знаю

вообще-то неплохо бы, чтоб они избивали тех, кто меня бесит

не то что меня часто кто-то бесит

но сама идея, что есть два амбала в пиджаках и галстуках

которые, чуть кто меня взбесит, тут же его мутузят

вот было бы неплохо

 

или типа вхожу я в переполненный бар

и типа один из охранников, только один, заходит первым

проверяет всё ли в порядке

и потом я захожу со вторым

и они создают для меня что-то вроде личного пространства у стойки

а то у меня часто проблемы у стойки

потому что я весь на нервах, когда там передо мной стоят люди

хотя у них уже есть стаканы в руках

но они не двигаются

создают пробку

и тебе не пройти

чтобы взять хотя бы оливку

или корочку хлеба

или заказать газировку

а эти тупицы даже не сдвинутся

стоят как ни в чем не бывало

а вот с моими двумя амбалами

попробуй не отойти

не освободить личного пространства для меня

тупица

 

как-то раз в Милане меня назвали дядей

молодой миланский увалень

вот, к примеру:

представим, что я сижу и ем свой панино с сальсиччей

и подходит молодой миланский увалень

и называет меня дядей

с таким пренеприятнейшим миланским акцентом, между прочим

так вот, я

имей я охрану

мне хватило бы едва шевельнуть пальцем

едва-едва

и молодой миланский увалень, который назвал меня дядей

обнаружил бы неожиданно

немедленно

что бьется неоднократно

ритмично

своим таким узким лбом

о ближайший столб

ближайшего миланского уличного светофора

с наипрофессиональнейшей помощью двух синьоров в пиджаках и галстуках

описанных выше

 

вообще-то

я знаю

я знаю, что мысли и желания такого рода

меня не украшают

нет, совсем не украшают

я хотел бы войти в историю как человек

благородного и кроткого нрава

 

какая гадкая, печальная картина

два огромных мужика в пиджаках и галстуках

метелят бедного

молодого миланского увальня

только потому что он позволил себе назвать меня дядей

 

прости меня

мой маленький юный племянник миланский увалень

да

я хочу быть твоим дядей

твоим любящим дядей

ты нуждаешься в любви, а не в зуботычинах

хотя нет

скажем прямо

ты явно крайне нуждаешься в затрещинах

но точно не от меня

ведь я твой дядюшка

 

и если вдруг мы снова встретимся таинственной миланской ночью

у ларька с саламеллой, как вы ее называете

я тебя обниму

племянник мой

расцелую тебя

братец

сынок

 

маленькая ошибка природы

явившаяся в мир так недавно

с такой короткой потенциальной продолжительностью жизни

бестолковое создание

мой племянник

братец

сынок

я тебя видел

я тебя видел голой

полуодетой

полураздетой

полуголой

одетой

я чувствовал тебя

молчаливую

задумчивую

я слышал как ты

говорила

пела

шептала

насвистывала

кричала

ты нравилась мне

в любых проявлениях

у тебя мягкая кожа

гладкая

ароматная

твои волосы пахнут

невероятно

не разобрался в твоих ступнях

но ступни ты знаешь меня не особо волнуют

а вот глаза

могут перевернуть грузовик по дороге

из Турина в Реджо-Калабрию

тринадцатого августа

в полдень

твои глаза

цвета, без которого

признаюсь, мне тоскливо

а с ним нет

я ныряю в них

и устанавливаю мировой рекорд по задержке дыхания

и потом лежу пузом кверху

и засыпаю

 

твое тело секретный остров

далекий

а я утопленник

просыпаюсь на пляже

утро

меня нисколечко

не нужно

спасать

Перевод с итальянского: Александр Заполь, Рита Тур