ISSN 1818-7447

об авторе

Олег Шатыбелко родился в 1968 году в Переделкино. Окончил Московский государственный технический университет имени Баумана и Московскую государственную академию лёгкой промышленности. Публикуется с 2001 г., сотрудничал с журналом «Современная поэзия» как выпускающий редактор, входил в поэтическое сообщество «Полутона». Публиковался в журналах «Новый мир», «Homo legens» и др. Автор стихотворных сборников «Боковое зрение» (2002), «Как дела, Венечка?» (2003), «Вооот» (2005), «[кстати, преодолённый]» (2009).

Полутона

Журнальный зал

Само предлежащее

Лида Юсупова ; Станислава Могилёва ; Анна Гринка ; Олег Шатыбелко ; Люба Макаревская ; Сергей Мухин ; Аристарх Месропян ; Дмитрий Герчиков ; Вадим Банников ; Денис Макаров ; Екатерина Богданова ; Ольга Алтухова ; Даниил Кислов ; Юлия Таннельвиц ; Арсений Ровинский ; Дмитрий Казаков ; Даниил Габе ; Александр Дельфинов ; Геннадий Каневский

Олег Шатыбелко

Семирамиды горят

Ящерица хвоста

1.

Мы позволили вещам ускользнуть

 

Где ты сейчас

 

Плащ меньше пламени:

Венера рук:

Ящерица хвоста —

 

внутри памяти

есть такой исчезающий кнут

щёлкнешь —

 

иссечённый имплант хроноса

падает через себя

 

серебро пустоты

чуть задев веко

выходит

с той стороны стопы пустыни где тень

 

сдвигает тело на мгновение раньше

чем из него вынимают речь

2.

Это подделка перегляделка в окно

во время закипающей воды:

ожидание вынимает винты из тела

прикреплённого к свету

кость в кость

 

оставляя внутреннюю резьбу

истекать ребром плоскости

ускоряющейся отвесно

разделяясь на

плоть ось и время

 

— когда нас вдвое: мы

деревянные палочки чревоугодия суши —

точки содержащие составляющие прямые

(движение дрожание внутри точки):

сухожилия насекомой воды

вмёрзшие в кожу скотча

3.

Отец уходя хлопает дверью

 

Мама поёт мо́я посуду:

я ж тебе, милая, аж до хатыноньки

сам на руках однесу

 

Полотенце вытирает другое

 

Цветные кубики рушатся потому что мне скучно и

не в солдатиках дело

 

За окном: снег

 

Результирующее (открывает глаза) —

 

никто не захотел объяснять: почему

мы виноваты совсем

 

— аты-баты вынимают надрез из меня:

в комнате начинается дождь

и мы в нём никак не заснём

4.

Держадержись

Сама сама сама

Внук расчёсывает маму мамы

и расчёсывается мимоходом —

 

Расставаемое и дихотомия:

выглаживают друг друга по лицу

будто они поцелуй и пальцы

 

Будто они две апории перед телевизором

Воздухорез: красная советская звёздочка: разрывающаяся на

горизонт и оловянное солнце солдатиков рима

 

(тело марии и доказательство римана)

5.

Отпусти отец

 

Я просто закрываю глаза:? и икона выходит из меня сама

Цитоплазма говорит: ты моя цитоплазма

 

-Изм стирается -измом

точка рождает точку

гора говорит горе:

 

Ускоренное Вы: ускоренное Вы,

вложенное в свет и тьмы

лежит в руке листвы

стоит в реке листвы

 

Летит в реке зимы:

сон во сне

снег во снегу

огнь в огне

 

-инги твои, present continuous — го́ре и гром

— длятся и длятся: ом

 

и зерно оттеняет хлеб и кровь

 

Уёбывай вместе со своею голгофой

 

Отпусти отец

 

Я просто закрываю глаза:? и икона выходит из меня сама

Цитоплазма говорит: ты моя цитоплазма

 

(я прижимаю тебя: я прижимаюсь к тебе, картахена моя)

(намоленная тихоня: скомканная медленность рек)

(щека синая искривляет эхолот рук)

 

Любовь отца: распинающая

любовь сына: распинаемое

 

Будто ты изнасиловал отца: а б-г не смог вымолвить губ

6.

Напечатай слово: тело (истлей)

 

Будто ты зашёл в комнату

а оттуда сразу вышел человек —

 

из человека вышла комната

и комок темноты вышила или вышибла

тчк

 

(и мать лежит обнажённая как; насекомое ножа)

 

Чтобы снять фильм

я выставляю на улице 44 зеркала:

снимая через них

 

(лимфатическое колебание уклонение хитинового стекла)

 

Если глухонемея: мы способны наслаждаться тишиной:

б-г ритуал смрти

 

— в углу немоты икона (или наоборот?: в углу иконы немота):

прикосновения

мануального смирения кинетического рта

 

Сын несущий на руках мать: кашель синекдоха и вдох тьмы

 

Дерево растёт телом дороги и город

 

Дрог-дрог говорит дрожание хорды памяти:

 

нить лампы накаливания прожигает камень я

платье моё живёт в голове меня

 

и руки вытирают себя о круги

 

нелетания тайны

непадения надевания

истекание точкой кипения кейптауна

кривоколенного качания

(молчание)

внутри gо крови

 

— немного нам осталось от немоты стилоса тела

 

— дуй-дуй выдувая смрть из ладони:

 

ладан медленно-извлечённого дления

точки человекотела держащейся за умирающую руку

примерившей принявшей на себя

перешедшее с на (иссечённое сна)

заштрихованное исчезновением через страх и б-га того же

 

Незастёгнутый ремень девочки перед языком секунды и сёгуна

 

Ты

 

иртыш и глагол

 

тишины

 

Одна невидимо летящая рахиль: одна;

сквозь живое ничто; живое дно воска свечи —

ахиллесова (арахисовая) ящерица дыма несчастья внутри счастья

7.

И если здесь ткнуть в стену пальцем:

потечёт вода

 

будто она живая: заговорив газетно

(логосом вождя)

 

— каждое утро в

камере наблюдения на

лестничную площадку:

гастарбайтеры

будут молиться на

твою дверь

на твой номер

 

— но и это ложь:

они просто ждут

когда жажда

призовёт начинать

 

(а пока здороваются на улице с каждым):

 

б-г милосерден

медлителен и не-

отвратим

 

— санкт-петербург мёртв

нежен и екатерина

бродит по эрмитажу

заговаривая с картинами;

 

специальный человек

ходит и ходит за ней

нижайше уговаривая

не протыкать глаза;

 

вожделеть не убивая

 

— разорванный на

ноты и слова грибоедов:

оглохшее звуковое пятно

скользящее по

нарисованной воде

 

— шаги паркета:

искривлённое человеком эхо (в:

идиш паттерна света)

склёвывает за пилигримом

облепиховые крохи тела

 

— с другой стороны кто-то

вбивает в стену гвоздь:

с этой

выходит кость:

 

идеально подстроенное преступление

смещение позвонков ленинасталина

всего на одну длину смерти назад

(попадая) просыпая глаза́ (тело)

навсегда меж пальцев воды́

 

(глянцевая вдова вешает на гвоздь

филодендрон лазящий)

PS 

Разговор во время

отхлестания друг друга плетью

тело телом вины крестясь

 

Мокрая и немая

чёрная шаль на лице

похожая на стекающую грязь

 

— окончательное безмолвие и безумие

скольжения

специально приобретённого иммунодефицита

старения без вне и помимо тела

 

— мужчины не носят женские парики

 

— pourquoi pas

 

— морской закон:

спасать только детей и китов

 

— водка что делает? : тлеет

 

— выстрел в потолок: цикады касаются сердца

PPS

Одинокий голос человека

поворачивает направо повторяясь

поворачивается налево

текст весьма членистоног и невем

 

— когда он говорит: у меня мама и время умерли полгода назад:

я падаю сквозь

 

— онко и логос: я соквозен белоруссии и геть

— лстити́вое тело наёбывает спящих хищных

— переливающие лицо сопрягают етъ

— вытаскиваемое из

чрева матери саднит

отглагольным существительным

(мякиш хлеба раздираемый руками)

 

— колесо дождя

меня

никогда

не видит и не водит

 

— монах выходящий из дыма

отряхивает дым и дом

— приговорён приготовлен к уничтожению

— славься тело твоё пшеном ножа перезапускающее

 

— воду цветов кидающая

на могилы и иглы товарищей

 

punctus divisionis

1.

И воды не было: тело обмывали снегом

 

— ощущение: тебя трогают сотни насильственных рук

 

— осыпающийся рассыпающийся: белый песок растворяя тело

забирает лицо и

(больше у тебя ничего нет)

 

— негоциант речи расшибается о щебетание льда

 

Двойное назначение тела: быть и не

 

Тем более: текст договаривает себя сам

 

— бумагу неба: стерпит терпеливая тварь

ибо слепое оно облаками: облокоченное о травы вод

 

— рты наши напиваются его ртом

 

— егор от наташи: пётр петром: мария через себя;

 

один себастьян один и наг;

дни его как бумага: ломки белы и снова ломки;

эклоги пусты и сломаны;

 

(либо они молоко сна либо сон колокола)

 

язык раздвоен на свист и шёпот (шорох и посох)

придумывая себя, слова, бибоп и синкопы —

дудочка его и барабан: длить воздух; стучать о воздух;

 

а больше ничего у нас нет:

тогда он точка и нерпа воды;

лить воду, вить воду, носить воду, читать воду;

стать водой (решетом сетью воды):

ногой рукой телом жажды;

 

что ещё надо тени воды? отражать

2.

Левая рука женского

ещё не знает что правая

пожертвует собой (в

точке сна)

 

и будет

приносить себя до

конца

 

(носимое

да пребудет глупым

отважным

слепым

солнцем и сланцем)

 

— пока

обожаемый ею логос

не насытится фобосом

 

но марс

так кроваво

(она упорно читает: красиво)

восходит

утром

 

а ты лежишь ню

и натуральная дура

 

метрически кивая в такт:

 

атака его

синонимична итаке и

 

выбешенному моноспокойствию

внутри изумления

перед людьми себя

 

— я думаю: это (как) война;

да именно война

 

— структура меня стирающая меня

девятимайно

3.

Мария

идёт по

дороге:

 

дорога

отражается от

Марии

 

Внутри обоих

жажда

длина

и море

 

Каменная тень

дерева

вшита в

скалу

 

Темпера цветов

низложена и

воздух скользит меж

рук и них

 

Это

трудный свет и

трудная вода

 

(внутри обоих

удвоенная

весть)

 

— нет:

 

Иосифу на двоих было

сто шестнадцать

 

— и да:

это была хорошая

жизнь и новость

4.

Театральный штамп —

 

поза Яго: длинные как только сможешь руки

(чёрт на корточках на чём-то вроде табурета)

выпущенные из рукавов ниже ног —

 

тело нарисованное стекающей точкой

картаво резко про изнесённое

съёженного сожжёного трафаретно —

 

На этот раз женское лицо между колен говорит

(поедая из пластмассовой миски творог)

(сначала руками а потом вспомнив про вилку в кармане):

 

— когда мы становимся схемой

извлечённой из нервяка? Дствского

 

— наверняка догадалась кто процентщицу скровил?

 

(облизывает пальцы и вилку)

 

— вырезанный из хлеба рот:

то ли мне с ним в постели лежать

бежево тяжелея

то ли бежать бестело ележелая

я: обе и обь

 

во о о ооот

5.

Вечере и ужин:

 

из всего твоего (что у тебя осталось)

масла хлеба творога мяса воды и вина

заберу на кончике языка

только толику тела (нож положу на стол)

выну из тела монету (сложу рядом)

железо к железу

 

— живое плоское острое:

 

будет смотреть друг в друга

мучаться начинаться:

без рук руками держась за

(разлитое)

навзничь истончающееся

 

Этюды замедления

1.

Фильм снятый через зеркало

выходит из себя

 

Спящий головой на клавишах: чёрно-бел

 

Девочка играет в

<повторяй движения за отцом>

битый час

 

Так вот: зеркало отталкивает от себя насилие

 

Нечто обладающее свойством босых ног замыкает сны на себя

 

Собранные вместе

они: легче чем прилюдно раздевающийся старик

 

— птица съедающая руки человеческого счастья

2.

Другая долгая версия невозможна

и я грущу

приученная

приручённая к

седлу

и бедру

 

и что?

 

— тянись тянись

соси мочку уха

и да будет тебе

соль хлеб и сердце

офигевшее разноприменимостью

выданного долготерпения

в качестве

солезвия соизволия

золотого отсечения отчества

отечества

 

— стирание отца

3.

… значит надо

изменить математику

 

… значит надо

изменить математику

(но её не изменить!)

её можно только принять

отключить от тела чи́сла

и их доказательства

 

— зарытый сын

прощает отцу

человеческое

патологию и

сопряжённую жертву

4.

Когда ты внутри камня ты: кровь камня

 

Когда ты внутри воды: сок соль лоск

 

Когда ты внутри девочки: леска и блесна - 

 

меченосица кромвеля —

 

Когда ты внутри дайкири будь внутри:

будь дайкири и ничем кроме

5.

Внутренние перегородки

переборки пространства:

конец медленного периода

чаепития тишины

 

Эпоха мимического соучастия:

дзинь

размешивания ложечкой отражений

 

Рептилия себя —

 

эра телефонного звонка:

отворяемая из сна рука и дверь

 

— бежать

бежать параллельно реке

пока река не

втечёт в тебя:

 

левой-левой-левой

думает волна

изумляясь абракадабре

вошедшего в неё сло́ва

 

вкручиваясь в

падающее вокруг себя

лицо

со вращение

обескровленное колесо (оселок)

приращение

заточки

металла плоти

в

точку исполнения дщерью

сальто мортале

 

дыши

 

6.
док. фильм «Sur le passage de quelques personnes à travers une assez courte unité de temps», Guy-Ernest Debord

Субъективная глубина: жизнь на границе чистого потребления

 

Задерживающееся влияние: реальность которую мы должны

обнаружив истребить

 

Не бросая вызов форме

мы бросаем вызов ничему

 

Сложность мгновения содержит смещение мгновения —

 

тотальность: лекала и молоко чего-то ещё

 

Неполноценность жизни единственно естественна

 

— появление событий созданных не нами

созданных против нас:

 

тот кто боялся быть пойманным схваченным —

 

тело революции принявшее на себя кровь —

ангелы-фломастеры впавшие в белое

рисующие на нём газетные заголовки:

многоуровневые висящие террасы

смотрящихся в нас плоскостей отсечения слов и снов

7.

После такого дее причастия

мы напиваемся в хлам

в дрова

в память о

ничто

соприкоснувшемся с

любой лютой любовью к

симметрии

 

— смерти внутри смирения

8.

Вздымленный вздыбленный час тумана

внутри заката

переход через мгновение

 

Усыновление великолепно-русского глотка водки

 

— простого и странного:

 

простое —

рука мальчика

внезапно касающаяся

лица отца в момент откусывания хлеба отцом

 

и

 

всё:

 

странное —

 

оба сгорели

отразившись в

прозрачной секунде

 

телоизвержения жажды

9.

Чем ты бел?

 

Был

 

И белокаменный кремль

слетающийся на мои соски: камни девушек

ищущие другой цвет и звук внутри яблока тишины

 

— самости

10.

Снег внесённый в кадр: медленн и льнёт

 

И деревянная лестница в

 

— десница бл&дь белого

 

Я хочу чтобы: тело откликалось на свет

натыкаясь на себя

 

Сидящий на заснеженных ступеньках —

 

закрывающий глаза просит прикосновения

11.

И носящееся внутри имени тело: слепок ла ла ла (капля)

 

И мультфильмы сознания

 

И автопортрет ван гога:

нарисованный отпечатками пальцев

 

И перебитая копия автопортрета

из твоих отпечатков (пальцев)

 

А что касается меня:

я касаюсь их рукой и губами

 

На языке шершаво и безвкусно плачет отец

плачет мужское семя

 

я держу его во рту и семирамиды горят