ISSN 1818-7447

об авторе

Константин Чадов родился в 1995 г. в Новочеркасске. В 2017 закончил филологический факультет московского отделения НИУ Высшая школа экономики. Преподает в Лицее НИУ ВШЭ.

Полутона

Слава (Вячеслав) Рачинский родился в 1995 г. в Уфе, большую часть жизни провёл в Москве. Высшего образования не получил. Покончил с собой в апреле 2017 года.

Гликерий Улунов родился в 1997 г. в Калуге. Студент факультета рекламы московского отделения НИУ Высшая школа экономики.

Максим Дрёмов родился в 1999 г. в Симферополе. Студент филологического факультета московского отделения НИУ Высшая школа экономики.

Полутона

Votum separatum

Александр Колесников ; Группа «Иоза»

«Иоза — творческая группа, созданная в 2015 году и окончательно сформировавшаяся в своём последнем составе годом позже. Целью Иозы было создание «метапоэтики» путём синтеза различных поэтических практик участников и заимствования определённых отличительных элементов поэтики друг друга. Этапы становления метапоэтики должны были быть воплощены в ряде поэтических книг/циклов. После гибели одного из главных идеологов Иозы Вячеслава Рачинского группа считается распавшейся», — так вкратце говорят о себе несколько молодых московских поэтов, прежде, кажется, никогда не попадавших в поле зрения профессионального сообщества.

Чем это интересно? Во-первых, тем, что творческое взаимовлияние перенесено здесь в зону целеполагания. Привычный ход декларативно-манифестарной мысли литературной группы — иной: творческая близость полагается как данность (а дальнейший обмен энергиями и компетенциями — как подразумеваемый, не требуемый проговаривания побочный эффект). А для группового проекта, по стандартам современного арта, целеполагание это слишком интровертное.

Во-вторых, сам формат литературной группы последние два с половиной десятка лет казался исчерпанным, потому что выгораживание своего сегмента литературного пространства (и, стало быть, отгораживание от других сегментов) в постмодерной парадигме оказывается совершенно тупиковым жестом. Но этот запрет снимается, если идеология группы строится не на замыкании, а на размыкании, не на гипостазировании своей поэтики, а на её гибридизации, с пониманием выгороженного сегмента как экспериментальной площадки.

Насколько гибридна получившаяся поэтика, насколько далеко зашёл обмен идеями между четырьмя авторами, из которых старшему 22, а младшему 18? Мы не знаем — но видно и различие отправных точек (особенно заметны просодические расхождения), и наличие сквозных идей (например, формат исторического анекдота, в котором Вильгельм Телль или академик Сахаров выступают как персонализованные мемы, травестирующие сам концепт исторической личности — но без того левого противовеса этому концепту, какого ожидаешь в сегодняшней ситуации от младшего поэтического поколения). Нельзя сказать, что поэтика Иозы противостоит мэйнстриму в поэзии 20-летних, — но своими пересечениями с Ростиславом Амелиным, Эдуардом Лукояновым или Никитой Сунгатовым она, скорее, работает на некоторое смещение фокуса в сторону поэтической речи, не чуждой акционного начала и постконцептуалистских следов, и это хорошо, потому что противодействует формированию бинарной оппозиции социального и метафизического.

Дмитрий Кузьмин

Группа «Иоза»

Константин Чадов

* * *

вильгельм телль или

фридрих вильгельм йозеф фон шеллинг?

второй однажды на охоте угодил ногой

в медвежий капкан

или может быть ставрогин?

к нему подошёл белый бык с рогами

в форме креста и превращается в

его сына вздёрнутого на дереве

со стрелой в горле мандрагоры

ластятся беззубым ртом к вымени

перелома к счастью у него с собой

был

Великий Отделитель

и отсёк ногу (ни разу его не соблазнившую)

потому что любил её а она была вольна

попасться в медвежий капкан и воспользовалась

данной ей свободой

я ел яблоки похрустывая их слезящимися

мо(л)ча (урина) одела в инистые доспехи кору дерева

на которое он помо(л)чился король отряхнул

с пальцев кровь это было

согласное свободное воление многих

он похрамывая пошёл домой

там готовили дичь над которой поднимался пар

как из моего рта

сейчас

ползёт

крест и молчит

 

это не конец:

для этого ничего не нужно знать:

ни истории вильгельма телля из кантона

ури (который созвучен урине) где

однажды повесился николай ставрогин

(в фамилии которого спрятан крест;

его никто не прятал это не пиратский клад

ставрос по-гречески — крест. перекрестие-явленность)

ни философии шеллинга (которой я сам не знаю)

достаточно знать что в ту ночь

его тело рассыпалось (камни, крупа, крошево, я

хотел бы сказать что-то ещё, но привязан к языку,

словно Прометей/Сизиф), разошлось (ткань, ворота,

пьяный жених — он был холост), разбилось (тело-тавтология)

сепарировалось (2014) конечности и органы

разбрелись а наутро в постели ничего не нашли

только мокрое солёное пятно

так и умер Одиссей

Проект революции в отдельно взятой стране

Сорока-белобока

на припечке сидела

кашку варила

этой суке дала

пулю в лоб

этому пидорасу дала

пулю в живот

чтобы он мучился и харкал кровью

(ты загибаешь пальцы?)

наконец-таки месть как вы нас так и мы вас

этой мрази дала

пулю в коленную чашечку ложечку блюдце

я поперхнулся

врача не вызывали начался жар

а дальше

этому мудаку дала

пулю в плечо

не тыкай в меня пальцем это

невежливо пальцем в пулевые отверстия

кротовые норы пулевые просторы

топология боли раз-называние мира умолчание

пулевая плоскость — дырка от бублика

этой бляди (о, а вот и расщепление пола) дала

пулю в выбирай сам куда

сложился кулачок, мой милый дурачок?

это модель мира, упавшего в крапиву.

как ты меня назвал? >:(

не бойся скажи ещё раз я не знаю кто я

полная анонимность они не ответят

устами младенца лобзать увечья взрослого мира

 

чьи-то добрые пальцы роются в горле

в горле костью застрял добрый эсминец

кожа-фарфор затвердела китайским муссоном

как долго мы шли из самары в тбилиси

как долго волчком вертелось

сансары лицо и ли́сы смеялись под колесо и в спицы

наматывались нитью мы отбились

от самих себя и что это значит?

потерялись или убили?

 

свяжешь мне свитер?

на привале я выкалывал города-глаза на карте

вылупились на меня, смотрите

 

p.s. согласно апокрифу, христос-град вылупился из яйца райской птицы

* * *

их лица были механически скреплены

швом поцелуя

на раз (три) два остановилась река

и со звон и стуком и скрёжем

двинулись дома как раненые на костылях солдаты

самые разные двинулись дома какие успели построить

был там и пластик был и металл был камень и глина

так став рекой двинулись дома

а потом всё прекратилось

став непререкаемым манифестом математики

абстрактной модели в которой возможно всё

а потом всё прекратилось

летучим отрядом волшебного слова способного

всё прекратилось

одним обещанием будущего претворения

построить город у реки (как знает история, так начинались государства)

разрушить город у реки (где линия равна рубильнику)

всё кончилось кончилось кончилось

река вернулась в берега она из них не выходила

и в лысый череп корабля вогнали сваю Измаила

вогнали сваю Измаила она из них не выходила

пришёл приказ: всё кончилось приказ

так вот пришёл приказ: построить все дома оставшиеся после наводнения

не договаривай

но вот насытясь разрушеньем и пьяным буйством утомясь река обратно повлеклась

но кто бы его исполнил? ушли оставив зарастать болотом неуютную землю

и чего только не было чего только не случилось

снаряд не попал в окоп пуля упала не долетев

но в без окон без дверей дзот раззявясь глянул Азеф

раззявя острую пасть Тигр Евфрат

перегрыз

и вместо того чтобы вверх

голова направилась вниз

и вместо того чтобы в ад

стопы направить вниз

Христос вошёл в Киев-ад

Двух букв не до-го-во-рив

(Христос снизошёл словно г/Град)

когда же это кончится

голова направилась вниз

вместо того чтобы вверх

система мира до боли проста: Христосо-бутон-орех

что

так вот возвращаясь к рассказу о том чего не было

не было похода на Киев

не было северной Пальмиры

была Пальмира

понимай как хошь что правда а что ложь

но хуже всего было с ними двумя оттого их лица были скреплены механизмом

громоздким

в какое другое время они друг друга сейчас бы нашли

а так: неостро порезались о таянье льда

о кости костей костей костей костей костей костей

и далее

с каждый разом костистей

(такова, между прочим, моя программа)

о миграции вирусов и микробов

о флору и фауну пыточных приборов

(как тот что на них)

сейчас будет рассказана их история

приготовьтесь

а, что?

секунду

Слава Рачинский

Это

это

же не вы

журавля сняли вчера

с облаков над женевой?

 

*

 

я спросил у мамы

мне сегодня приснился храм

нет же глупый!

это только твоя рука

 

львиный череп

спрятался под травой

это цветок

настолько лёгкий

насколько же и слепой

 

это хлопок и лён и весёлый мак

и другое многое от чего пока

ты можешь не знать имён

но они у них есть

 

опусти

лепесток в кобылиный след

головой своей светлой землю смой

она тоже была здесь

это гости

которые ходят к лошади всей семьёй

 

*

 

я заморосил

размножился в каплях

стал отражаться вокруг

 

кто бы меня скосил

если бы сам не упал я

с воздуха на траву

* * *

сегодня я видел довольно странный сон

он состоял всего из трёх слов не помню два

но третье было дуэль.

 

потом я проснулся соседи за стенкой громко спорили

как всегда о чём-то своём

на этот раз о дуэлях.

 

вчера открыл окно на ночь поэтому утром слышал детей во дворе

от самых маленьких до почти взрослых все играли в одну игру

вызывали друг друга на дуэли.

 

когда я встал все уже ушли на кухонном столе лежала записка

там было что-то про еду и постскриптум

откажись от дуэли.

 

погрел себе молоко в микроволновке поставил чайник включил стиральную машину

видимо снова выбило пробки или что-то в этом роде все электроприборы на разные тона повторяли

откажись от дуэли.

 

поел оделся пошёл в магазин купить ещё молока и чего-нибудь к чаю

когда расплатился продавщица сказала спасибо за покупку приходите к нам ещё

откажитесь от дуэли.

 

вернулся домой выпил чаю покормил кошку зашёл в вк

сразу выплыла контекстная реклама

как легко и без последствий отказаться от дуэли.

 

вечером поехал в кафе в метро понял что закончились деньги на тройке

в терминале было четыре кнопки

1 поездка единый

2 поездки единый

пополнение карты тройка

отказ от дуэли.

я нажал на третью

 

пришлось проехать половину города прежде чем голос сказал

следующая станция — дуэль.

я зажмурился и крепче сжал пистолет в кармане

Хорхе Луис Букин
РУССКИЙ СИТКОМ

Пилотная серия

роман появляется на свет осенью 1993 года в теле ильи парильщикова работающего на неназванном заводе в провинции

после непродолжительной борьбы роман получает свой угол

илья разведён и живёт один изредка коротая вечера в пивной со своим амнистированным сослуживцем артёмом

так роман узнаёт что такое амнистия

роману нужно питаться шесть раз в сутки по ночам он часто будит илью

своим плачем илья хочет утопить романа но не решается

однажды он видит по телевизору судебный процесс над чикатило

чикатило говорит je ne veux pas commettre d'erreur

крупным планом лицо ильи

2 серия

раскаявшийся илья идёт исповедоваться в церковь к отцу сергию

сергий у которого у самого двое детей дарит илье ворох пелёнок а также

коробку детского питания а также несколько ценных советов

так роман узнаёт что такое цена

илья учится пеленать романа роман кричит и выплёвывает соску

на заводе илья завязывает ему рот и кормит грудью

он думает что никто не видит но олег дмитрич видит всё

так роман узнаёт что он идёт предъявлять илье ультиматум роман дёргает за рычаг крик заглушается смех заглушается звук сирен

роман веселится совершенно беззвучно

3 серия

илья оказывается за решёткой

роман вспоминает что такое амнистия илья

оказывается на свободе вернувшись домой

он находит там свою первую жену настю теперь они живут втроём

так роман узнаёт что такое жизнь

в первую очередь они заводят кота потом приглашают артёма отметить

фэмили реюнион роман говорит les mots nouveaux

артём случайно поджигает скатерть мир не без добрых людей оксана

вторая жена ильи в этот момент проходит мимо видит в окне пожар

добрый дядя пожарник дарит роману конфету

теперь они живут вчетвером а санузел-то совмещённый

4 серия

настя с оксаной сидят и решают кроссворды

последнее слово первое слово ребёнка четыре буквы

так роман узнаёт что такое грех

настя бухгалтер в быстрорастущей аудиторской компании оксана

в деревообрабатывающей промышленности много шуток про брёвна

илья теперь может себе позволить он безработный к тому же роман занят общением с котом через какое-то время

наступает 1998 год и илья больше не может себе позволить шутить про брёвна

роман вспоминает что такое цена

шутки про брёвна ещё никогда не были так актуальны

5 серия

мало-помалу милленниум праздник омрачается

нелепой кончиной артёма тут роман

вспоминает что такое жизнь отец сергий категорически

порицает подобные практики теперь он друг семьи

илья уходит в запой как назло роману пора собираться в школу

завуч в недоумении стоит ли допускать илью до родительских собраний

ведь часто на них говорятся вещи конфиденциальные строго для родителей

а как же сказать что-то илье не сказав роману а если мать то какую из них

первым стоял урок прошедшего времени

так роман узнаёт что такое родная речь

Зажигалка

Сч

Сч

Сч

Счетвёртого раза получилось

16.10 

тремор иголки

стенография рисовых зёрен

 

контрапунктом швейного хора

едва уловимое

абсолютно белое тело

 

охра

смелее и гуще

 

каждый охотник желает

Анекдот

Один мужчина съел кусок торта

Это был не Горбачёв

 

Один мужчина проснулся на полчаса раньше

Это был не Горбачёв

 

Один мужчина забыл последнюю строчку этого анекдота

Это был не Горбачёв

 

Один мужчина развалил Советский Союз

То ли волжский мотив то ли вселенский потоп

племя молитвы — медь и никель

брошено на возвращение

брошено на возвращение

в талое море воды по четыре шеи

воды по два пояса по три колена

 

рожью ребро

рожью ребро из моря багрового

в выбеленной броне восстаёт

племя змеиное — истинно

медная рожь воскресает

* * *

пробуждение

зыбко

как мокрый песок

 

непослушные шпили

полотенцем босым по стеклянным ступням проходили

 

но шаги

невесомы

а между шагами темно

 

как в колодце

 

заплеталась косой

над покорной землёй

пятернёй безголосой

 

перебежчицей

в тонком плену

восковых беспокойных объятий

 

а за ней

тишина громовая тянулась

и руки прозрачные гладила

Гликерий Улунов

* * *

что страшнее

куда страшнее

быть львом в клетке

или со львом в клетке

 

чем страшнее принять за константу,

тем соответственно равняться нулю

 

чем быстрее утолить жажду страха

делением ядер

ножом меж рёбер

 

что такое «бояться»,

что значит придётся

 

деление страха на глаза велики и рога чёрта

 

страх это неизвестное или вычёркнутое,

а точнее, и то и другое

 

наделение страхом это уже страх

«страх это» страх тоже

кто же владеет таким оружием

как можно быть уверенным в чём-то, пока this weapon is legal

в некоторых аптеках Москвы до сих пор отпускается без рецепта

 

5 стадий принятия страха

 

вот

виднее

достаточно

пожалуй многовато

уже прямо-таки выходит за рамки

страх

 

уже на четвёртой надо начинать продавать имеющиеся акции страха

к середине пятой их не должно остаться вовсе

 

но даже такая стратегия не уравнивает риск с нулём

 

никто точно не проверял что страшнее

форекс или ужасы Дахау

 

сразу стали бы

ну что же ну как же ну вы чего извините

 

наверное, это и будет страшнее

* * *

если никто ещё не написал про время,

буду первым

начну с того, что в настоящий момент его открыли 3 вида

рубиновое

закрытое

и квантовое

 

в каждом в настоящий момент от 4 до 7 сезонов, но с первым всё и так понятно —

к середине начались самоповторы, а под конец совсем уже из ума вышли

 

можно ещё перечислить страны, где оно показывается, но легче перечислить, где под запретом

гимн славян

cyrillic capital letter en with hook (U+04C7)

травы упали гонимые

████ ве́тра

в нём живут, стучи не стучи

хозяева ждут гостей

откроют

 

cyrillic small letter zhe with breve (U+04C2)

то и пожнёшь, что после оставишь на зиму

и достанешь весной уже не пригодным

в пищу, забытым,

нетронутым

 

cyrillic capital letter short i with tail (U+048A)

утро начинается

и на него наступают в полудрёме

 

cyrillic capital letter ksi (U+046E)

с теплом начинают обращаться на вы

не держат как ребёнка родившегося вчера

История про волков

один мальчик бегал по деревне

размахивал вероятнее всего в похабной манере палкой из священного дерева

фетишизм

фаллизм

— 

думал он и продолжал кричать волки! волки! но охотники не стали стрелять. в этих краях волки не водятся

 

мальчик повесился потому что не мальчик вовсе

только и было в нём от мальчика, что повторял волки! волки! но повар не приготовил их, только спросил what do you mean

 

один мальчик наступал на мину

и ещё одну на ст упал

ботинки так и летали, ах зрелище-то было, а он всё кричал волки! волки! но художники не стали рисовать, а всё потому, что основной творческий этап Волки приходится на вторую половину XIX века, тогда ели, одевались и мыли руки совсем не как мы. понять творчество Волки становится труднее с каждым днём

 

мальчик в овраге нашёл пулемёт вперёд за свободу и только вперёд

волки!!!!!!!!!

волки!!!!!!!!!

в этой коммуне никто не живёт

 

мальчик кричал что попадается под руку

перебирал все варианты и дошёл до самого себя прокричал

мальчик! мальчик!

но никто за него не проголосовал, мальчики — это, если угодно, пережиток прошлого

— сказал избиратель и больше не говорил ничего

 

мальчик кричал здравствуйте! здравствуйте!

но нет

Максим Дрёмов

* * *

бывает вот открываешь пакетик сахара

он из бумаги выпрыгивает несчастный узник

и говорит тебе а я академик сахаров

правозащитник известный всесоюзно

 

слушаешь и полагаешь да это ведь только

временная неполадка

а потом такой а вот бы и меня сослали в город горький

было бы несладко ох несладко

 

поболтали и ладно высыпаешь в чай

он подписывает письмо мол хватит не надо

бомбы водородные в ящиках благородных

         переложены как бы невзначай

кубиками рафинада

 

вера пална принесли поставьте сюда пусть стынет

тепло и сладость искомые каждым мужчиной

ну и прекрасно на здоровье ставишь тогда ты на

стол стакан водородной бомбе гладко бритой морщинистой

* * *

бг это большой бодхисаттва туго подпоясанный

или бг это отец по-еврейски во всяком случае

так говорят

 

гб это отец по-нашенски строгий ласковый

взгляд мозолистая рука

кгб это встречные кони из резины

 

бгк это то же самое только с более

высокой обороноспособностью с улыбками по бокам

бгк буддистский госкомитет по силовой

ликвидации тришны стиранию дуккхи резинками кохинор

во его главе бг он отец всех народов

 

народный комиссар дхармы ббг

то есть борис борисович роняет свой бгг то есть

сдавленный смех на рукоять своего ппш

то есть просветлённого пулемёта шарапова

вкп(б) то есть (буддисты) обступают его одной

необъятной улыбкой одной

складкой губ вождя народов гаутамы

 

в гб (грэйт бритэйн) имеется свой гб

(господь бг) интернациональная колесница

под его мудрым взглядом ведёт свой путь

в упряжи кгб бг

 

бг выходя из парадной обступается со всех сторон гб

бгб (борисборисыч государство бодхидхарма) связывает

их кушаком и взлетает на пружинах гкчп

 

кгббг ползёт по улицам петербурга разноцветной химерой

у нашего отца на плечах его мудрые сыновья

ледышки на неве превращаются в алмазные колесницы

исчезает ебн в екб теперь там ебг в егб

 

будда бхагаван и яхве сидят в центраппарате кгб

между ними призрачным контуром намечен бг (бог гб)

как наименьшее общее кратное

Поль Верлен

голова наоборот аволог поль верлен говорит

волог день голова внутри сшиб рембо артюр

чур не я через папоротник жмёт ладонь поль

пол в голове       свеча через лист

 

скок через ямку поль крылан

чуть-чуть ветви щекочут ему брюхо жилет

во даёшь серьёзно кузнечиком прыг в сад

будь ты проклят чего чего полверлена назад

 

голова под холодной травой укротитель щёлк щёлк

как корриды кусок прошу проходите квадрат

высокое зрелище люди убивают друг друга тут чё

рта ящерки разрез говорит теперь поль варан

 

поль арлен в донкихотовском шлеме

зегзицей рембо выдёргивается из кустов

ну серьёзно ты же как там тебя поль горлан

а из горла наоборот олрог это как вообще так

 

а огонь по краям сходит с крон

в туесок верлену гигантским шипящим валом

серебро без рукавов стена внешняя сторона пол луны

и харамной ночью листва расходится двойным покрывалом

* * *

добро пожал'ть в город мастеров

подумай что могут обозначать слова

что только могут не обозначать

 

заходит головы́ пшеницы взгляд

когда ему это удаётся кричит

твёрдый пшеницы выкрик на новый лад

 

мастеров коротай а ты где коротал

город: волосы зерно значения

весна коротко в руки снизойдёт

 

седьмица пыль весна за работу аврал

в цехах городов башенки из рук

в корзину скользя головою лук

 

луковица рук я взогрел гонг колокола

город везде куда ты его не клала

пшеничный опыт

 

в шкаф добро наполненный водой

до краю сближением руки говори во все глаза

огромный дождь срывается с копыт

* * *

хрупкая катушка физалиса шестипенсовая

как руки мои на бегу протянуты!

не понимаю бег поднятием кисти понимаю большим молчанием

складываю в двадцать копеек в стену в новой серии

 

в предыдущем эпизоде стенки фонарные двадцатикопеечные

моим бегом через головы их были едва только тронуты

в пальцах физалиса дрожит отпечаток затмения

бегу вибрацией, медиатором не бегу: вектором

 

* * *

учу испанский в электропоезде

раз и два — лес скрывает попутчика

y dos y tres выносит корону к ногам

 

откуда происходит лес?

мужчина лежит на скамейке разговорник крышей на лице

в глаза вливается крутизна фонемы

un sonido — мужчина в домике на багажной полке

 

люди в электричке это лес

накипь на испанском — о́рган для передачи крыш

вот tronco de árbol бессистемно выглядывает из-за стволов

напрашивается в путь

¿ответь мне, испанский, возьмём?

 

откуда у словаря королевский лес?

мякоть электрички лежит на скобах транскрипции

твой испанский знает в лицо этот пантограф?

и шпалы стволами размечают безлунную ночь

по линии словораздела